Общая информация

Транспорт

Как добраться

В Саксонию можно добраться на бортах авиакомпании «Аэрофлот», ежедневно выполняющей прямые перелеты из Москвы в Дрезден. В Лейпциг три раза в неделю с апреля 2017 г. летает «РусЛайн». Также можно воспользоваться рейсами «Аэрофлота» и компании S7 в Берлин из Москвы, «Аэрофлота» из Санкт-Петербурга, а также летающих в Прагу бортов компаний «Аэрофлот», Czech Airlines и Icelandair из Москвы, Czech Airlines и «Уральские авиалинии» из Санкт-Петербурга.

Далее в Берлине нужно пересесть на международный поезд EC, который преодолевает расстояние до Дрездена за два часа. Отметим, что до декабря 2017 г. региональные (внутрегерманские) поезда из Берлина в Дрезден не ходят в связи с ремонтом дороги. Поезд ЕС следует другим маршрутом.

Добраться до Лейпцига можно на скоростном поезде-экспрессе ICE за один час с небольшим. Стоимость проезда в поезде стартует от 19 евро.

Из немецкой столицы в Дрезден и Лейпциг ходят автобусы, которые совершают несколько рейсов ежедневно. Автомобилем из Берлина до Лейпцига или Дрездена ехать около двух часов.

 


 

Тарифы на билеты в междугородних автобусах

Дрезден – Берлин – Дрезден (17 рейсов ежедневно), от 7 евро в одну сторону

Дрезден – Лейпциг – Дрезден (11 рейсов ежедневно), от 5 евро в одну сторону

Дрезден – Прага – Дрезден (13 рейсов ежедневно), от 12 евро в одну сторону

Лейпциг – Прага – Лейпциг (7 рейсов ежедневно), от 17 евро в одну сторону

 


 

Еще один способ – сначала долететь из России до Праги, куда из Москвы выполняются прямые рейсы авиакомпаний «Аэрофлот», Czech Airlines и Icelandair, а также «Уральских авиалиний» и Czech Airlines из Санкт-Петербурга. Из Праги до Дрездена или Лейпцига можно доехать поездом (немногим более двух часов) или автобусом, совершающим ежедневно несколько рейсов, либо на автомобиле, взятом напрокат.

Стоимость проезда: поездом – от 19 евро, автобусом – от 12 евро.

Автомобильный путь из России в Саксонию ведет через Белоруссию и Польшу (Минск – Варшава – Познань – Берлин) по автомагистрали Е30 до немецкой столицы и дальше по автобану А9 до Лейпцига или по автобану А13 до Дрездена. В Дрезден также можно доехать из Варшавы по дорогам Е67 и Е40 через Вроцлав и потом от немецкой границы по автобану А4.

 

Общественный транспорт

Дрезден

В Дрездене около 40 трамвайных и автобусных маршрутов. Последних в два раза больше, хотя на первый взгляд может показаться, что основным видом транспорта здесь являются снующие желтые трамваи. Во всех трамваях есть автоматы по продаже билетов, они установлены также на многих остановках, в автобусах билеты продают водители.

Город разделен на три транспортные зоны. Чем больше зон охватывает билет, тем он дороже. При переезде из одной зоны в другую в автобусе можно доплатить за билет водителю, в трамвае надо купить новый проездной. Продолжительность действия разового билета в первой зоне - один час. Время определяется по печати компостера.

Стоимость билетов на проезд в Дрездене, 2017 г.

Разовый билет. Einzelfahrscheine. Стоимость билета растет в зависимости от количества зон и соответственно продолжительности его действия и находится в пределах: 2, 20 – 8, 00 евро. Существуют также семейные и недельные проездные.

Билет для коротких поездок 4er-Karte. Для коротких поездок (не более четырех остановок) на всех видах общественного транспорта более удобен билет 4er-Karte. По нему можно ездить в любой из трех зон, но без пересадок.

Стоимость: 5,50 евро. 

Дневной проездной билет Tageskarte. Если за день надо совершить не менее трех поездок, выгодно приобрести дневной билет Tageskarte, который действует с момента компостирования до 4 часов утра следующего дня. Билет существует в вариантах для трех зон. Первые две зоны как у простого билета, в зону Verbundraum входит зона 3 и окрестности города.

Стоимость: 6, 00 - 13, 50 евро.

Семейный проездной билет. Familientageskarte. Билет, по которому двое взрослых и двое детей (6 - 14 лет) или шестеро детей без сопровождения взрослых могут пользоваться всеми видами общественного транспорта со времени компостирования до 4 утра следующего дня.

Стоимость: 9, 00 - 19, 00 евро. 

Билет для небольшой группы. Kleingruppenkarte. Такие билеты в основном предназначены для дружеских компаний или групп туристов до пяти человек. Их стоимость зависит от количества зон.

Стоимость: 15, 00 – 28, 00 евро.

 

Лейпциг

Трамвайная сеть Лейпцига - одна из самых протяженных в Германии. В городе 13 трамвайных маршрутов с более чем 500 остановками. Важнейшие трамвайные линии проходят через площадь Вилли Брандта (Willy-Brandt-Platz), что напротив Главного вокзала. Есть в Лейпциге и автобусное сообщение. Также можно воспользоваться услугами такси.

Стоимость билетов на проезд в городской черте Лейпцига - Tarifzone 110.

Разовый билет Kurzstrecke: 1,60 евро, дает право проезда на 4 остановки.

Разовый стандартный билет Einzelfahrt: от 2,40 евро - срок действия указывается на билете;

Разовый стандартный билет Einzelfahrt на четыре поездки: 9,20 евро - срок действия каждого сегмента указывается на билете;

Дневной проездной билет: 6 - 16 евро в зависимости от количества зон, действителен 24 часа.

 

Туристические карты

Дрезден

В столице Саксонии туристы могут приобрести специальные туристические карточки, рассчитанные на один, два или три дня.

Однодневная Dresden City Card действительна с момента ее компостирования до четырех часов утра следующего дня и дает право бесплатного проезда на автобусах, трамваях, паромах и по железной дороге S-Bahn в пределах городской черты, а также на пригородном трамвайном маршруте №4 до станции Weinböhla. Плюс к этому скидки в кафе и на покупку билетов более чем в 90 знаковых мест города.

Стоимость Dresden City Card на один день: для взрослого – 10 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 15 евро.

Двухдневная и трехдневная туристические карточки отличаются от однодневной периодом действия. Ими можно воспользоваться с момента компостирования до четырех утра третьего или четвертого дня соответственно.

Стоимость Dresden City Card на два дня: для взрослого – 15 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 22,50 евро; на три дня: для взрослого – 20 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 30 евро.

Туристы, которые выберут Dresden City Card Plus, получат все преимущества двухдневной карточки Dresden City Card, и дополнительно к этому бесплатное посещение самых известных музеев Дрездена, среди которых Галерея «Старых мастеров» и «Новые Зеленые своды». Однако в «Исторические Зеленые своды» по этой карте попасть не удастся.

Стоимость Dresden City Card Plus на два дня: для взрослых – 35 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 65 евро.

Для путешествий по окрестностям Дрездена можно приобрести Dresden Regio Card. Она так же позволяет бесплатно пользоваться городским транспортом и получать скидки в музеях и достопримечательностях саксонской столицы, но в отличие от Dresden City Card, дает право бесплатно передвигаться по пригороду на транспорте, входящем в транспортную Ассоциацию Oberelbe (VVO). Стоимость Dresden Regio Card на один день: для взрослого – 20 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 30 евро; на два дня: для взрослого – 30 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 45 евро; на три дня: для взрослого – 40 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 60 евро.

Совместить путешествие по Дрездену и его пригородам поможет Dresden Regio Card Plus. Бесплатный проезд по городу и окрестностям, скидки на посещение достопримечательностей и бесплатный вход в самые известные музеи саксонской столицы в течение двух дней входят в цену карты. Стоимость Dresden Regio Card Plus на два дня: для взрослых – 55 евро, для семей (двое взрослых + до четырех детей в возрасте до 14 лет) – 75 евро.

Для первого знакомства с Дрезденом лучше всего приобрести Dresden Welcome Card. Она позволяет получать скидки у партнеров программы, бесплатно посещать государственные собрания Дрездена (кроме «Исторических Зеленых сводов»), а также узнать много интересного о саксонской столице во время пешеходной экскурсии по Старому городу с гидом. Карточка действительна два дня. Стоимость Dresden Welcome Card – 29,90 евро.

Информация и бронирование: www.dresden.de/tourismus

Лейпциг

Знакомясь с городом, путешественники могут приобрести карту Leipzig Card. Она позволяет бесплатно и неограниченно пользоваться городским и пригородным транспортом, включая железную дорогу, трамваи и автобусы, в пределах туристической зоны 110, кроме специальных маршрутов. Leipzig Card дает право на скидку при покупке билетов в концертные залы, театры, фестивали, зоопарк города, семейный развлекательный центр EuroEddy’s и другие достопримечательности Лейпцига. Во многие музеи, предъявив карту, можно пройти бесплатно. Обладатель Leipzig Card получает скидку на пешеходные и автобусные туры, экскурсию на трамвае, а также на бонусы в ресторанах и кафе.

Стоимость однодневной Leipzig Card на человека – 11,50 евро. Трехдневная карточка на человека обойдется в 22,50 евро, а на семью (двое взрослых + до трех детей до 14 лет) – 41,50 евро.

Если путешествие по окрестностям Лейпцига лежит через MDV-зону, то лучше приобрести карту Leipzig Regio Card, которая дает право на проезд на этой территории. Она обладает всеми преимуществами Leipzig Card и также бывает трех видов.

Карта на один день для одного человека стоит 17,70 евро, на три дня – 37,70 евро. Стоимость Leipzig Regio Card для семьи (двое взрослых + до трех детей до 14 лет) – 77,70 евро.

www.leipzig.travel

 

Обзорные сведения

География и административное деление

Саксония - одна из шестнадцати федеральных земель Германии - расположена на востоке страны. На западе она граничит с землями Тюрингия и Саксония-Ангальт, на севере с Бранденбургом, на юго-западе с Баварией, на востоке с Польшей, на юго-востоке с Чехией.

Эльба - самая большая река Саксонии - пересекает ее с юго-востока на северо-запад. К речной системе Эльбы также относятся реки Вейсериц, Вейсе-Эльстер, Мульде, Чопау и Шпрее.

Восточная граница Саксонии проходит по реке Нейсе, которая впадает в реку Одер. Часть территории Саксонии занимают лесистые горные массивы - Рудные горы, Лужицкие горы и Саксонская Швейцария. Гора Фихтельберг (1215 м) в Эрцгебирге (Рудные горы)  - высшая точка Саксонии.

Административно Саксония делится на десять областей (Гёрлиц, Баутцен, Саксонская Швейцария - Восточные Рудные горы, Мейсен, Средняя Саксония, Рудные горы, окрестности Лейпцига, Северная Саксония, окрестности Цвиккау, Фогтланд), а также три свободных города (Дрезден, Лейпциг, Кемниц). Полное название — Свободное государство республика Саксония.

 

Климат

Территория Саксонии расположена в умеренно континентальном климате. Средняя минимальная температура зимой составляет -4°C, средняя максимальная температура лета - +24 °C. На территории федеральной земли много горных массивов: обширная область Саксонской Швейцарии, а также Рудные и Лужицкие горы. Высочайшая точка Саксонии - гора Фихтельберг (1215 м.). В горах зимой куда холоднее, чем на равнинной местности. Среднегодовое количество осадков составляет 600-700 мм при относительной влажности воздуха 75%.

 

Историческая хроника

До X в. земли нынешней Саксонии населяли в основном славянские племена, среди которых к концу первого тысячелетия большинство составляли мильчане (серболужичане, ныне их называют лужицкими сербами). Город Лейпциг ведет свои корни от славянского поселения Липск (от «липа», почти Липецк), которое возникло в конце первого тысячелетия.

С X в. на эти земли пришли немецкие племена. Славяне упорно сопротивлялись нашествию, но со временем большинство из них были либо оттеснены на восток, либо онемечены. Не ушли, сохранив национальную самобытность и не поддавшись онемечиванию, только лужицкие сербы/сорбы (лужичане), сумевшие сохранить свой язык до наших дней. Они и сегодня места и города называют по-своему. Например, соседняя земля Бранденбург для них остается Бранибором. Районы, где проживает сорбское население, являются двуязычными, в школах обучают сорбскому языку, названия мест и городов указаны на немецком и сорбском языках, ведутся радио- и телевизионные программы на сорбском языке.

Образование Мейсенской марки. В конце X в. на территории нынешней Саксонии в составе Священной Римской империи была образована Мейсенская марка (пограничная/промаркированная область). Ее главным городом стал Мейсен (Meissen) - славянское наименование  Мишни/Мисния/Misni, получивший имя по названию одноименной крепости, основанной в 929 г. Генрихом I Птицеловом на высоком лесистом холме близ Эльбы. Это было первое немецкое поселение в населенных славянами областях, восточнее рек Эльбы и Заале.

Во власти Веттинов. В конце XI в. Мейсенская марка перешла во владение немецкого княжеского рода Веттинов, получившего имя по замку Веттин, расположенному на реке Заале. По одной из версий основателем династии был король саксов Видукинд. Будучи язычником, он боролся против франков, но в 785 г. сдался их королю Карлу Великому и принял христианство. Ныне род Веттинов, представлен Виндзорской династией, правящей в Великобритании, а также королевским домом в Бельгии. В 1089 г. территория Мейсенской марки, уже как наследственное владение Веттинов, составила ядро будущего саксонского княжества. В 1485 г. столицей Мейсенской марки стал Дрезден.

Становление Лейпцига. К началу XV в. статус торговой столицы Мейсенского маркграфства на некоторое время обрел Лейпциг, находившийся на пересечении крупных торговых путей: Имперской дороги (Via imperii) из Италии к Балтийскому морю и  Королевской дороги (Via Regia) от Рейна в Силезию. С конца XII в. в Лейпциге начали проводиться весенняя и осенняя ярмарки, которым изначально покровительствовал мейсенский маркграф Отто. Лейпцигская ярмарка стала одной из первых торговых ярмарок в мире и имела огромное значение для Саксонии, особенно в отношении Восточной Европы. Сегодня проводимые в Лейпциге ярмарки - одни из самых известных в мире.

Укрепление Веттинов. После того как в 1422 г. прервалась Саксен-Виттенбергская ветвь саксонского княжеского рода Асканиев, маркграфу мейсенскому Фридриху IV Воинственному был передан титул герцога Саксонского - курфюрста. Так Веттины вошли в коллегию имперских князей - курфюрстов, имевших право выбирать императора Священной Римской империи. Согласно «Золотой булле» Карла IV от 1356 г. в коллегию курфюрстов первоначально входили герцог Саксонский, король Богемский,  маркграф* Бранденбургский, пфальцграф** Рейнский, а также архиепископы Майнский, Кёльнский и Трирский.

*  Маркгра́ф (от нем. Markgraf) - правитель приграничной области марки в раннем Средневековье в Западной Европе, обладавший правами на уровне герцога за единственным исключением: во время войны маркграф находился в его подчинении.

** Пфальцграф - владетельный князь, представитель интересов императора на территории герцогства.

Дрезден - столица курфюршества Саксонии. Став на сторону императора-католика в Шмалькальденской войне 1546-1548 гг. герцог  Мориц Саксонский после победы над протестантами получил от Карла V новые земли и звание курфюрста Саксонского. Позднее Мориц изменил свою позицию, выступив против императора и в поддержку Реформации. В 1547 г. Дрезден стал столицей курфюршества Саксонии. В 1553 г. Мориц погиб в сражении, титул курфюрста перешел к его брату Августу, твердому протестанту. С этого времени Дрезден становится одним из оплотов протестантизма на немецких землях.    

Экономический подъем XV -  XVI вв. Конец XV - начало XVI в. стал для Саксонии временем экономического и культурного расцвета. В районе сегодняшнего города Фрайберг в ХII в. началась разработка серебряных рудников, что обеспечило немалые доходы казне и в целом дало толчок развитию промышленности. В 1497 г. император Священной Римской империи германской нации Максимиллиан I придал лейпцигским ярмаркам статус имперских, благодаря чему ни один другой город в радиусе более 100 км от Лейпцига не имел права проводить подобные торги. Высокий статус, удобное географическое положение, обширные торговые связи вывели Лейпцигские ярмарки на уровень наиболее значимых в Европе. К тому времени в Лейпциге уже был университет, который образовали немецкие преподаватели студенты, перебравшиеся в Лейпциг из Праги по политическим соображениям. В этом университете впоследствии учились Лейбниц, Гёте, Вагнер,  Мюнцер, Ницше, Радищев, Шуман и другие знаменитости.

Тридцатилетняя война. В Тридцатилетней войне (1618-1648) Австрия, Испания и католические княжества Германии выступали против немецких государств (в их числе была Саксония), а также Швеции и Дании, где у власти стояли протестанты. Саксония неоднократно меняла своих союзников во время войны и вышла из нее как  сторонник Католической лиги. К Саксонии по Вестфальскому миру 1648 г. перешли территории Верхний и Нижний Лаузиц (Верхняя и Нижняя Лужица), исторические места проживания лужицких сербов (сорбов).

«Августовский период».  В 1697 г. курфюрст (с 1694 г.) Фридрих Август I Сильный (1670 - 1733) был выбран также и польским королем Августом II, его полный титул приобрел такое звучание: «Август II, Божьею милостью король Польши, Великий князь Литовский, Рутенский, Прусский, Мазовский, Жмудский, Ливонский, Киевский, Подольский, Смоленский, Северский и Черниговский, и наследственный герцог и курфюрст Саксонии и проч.».

Союзное государство просуществовало до 1763 г.  Август Сильный и его сын Фридрих Август II/Август III (1696 - 1763) (вр. правл. 1733 – 1763) оказали огромное влияние на развитие культуры в Саксонии. Время их правления называют «Августовским периодом». В эти годы Дрезден превратился в один из крупнейших культурных центров Европы.

При Августе Сильном в Саксонии был открыт секрет изготовления твердого фарфора и в 1710 г. в Мейсене появилась первая в Европе фарфоровая мануфактура. Сегодня ее марка - скрещенные изогнутые голубые мечи - известна во всем мире. Рецепт «белого золота» в 1708 г. при участии Вальтера Эренфрида Чирнгауза (философ, математик, экспериментатор) разработал Иоганн Фридрих Бетгер (1682-1719), который потратил на это фактически всю свою жизнь.

Наполеоновские войны. В конце XVIII в. Саксония вместе со странами антинаполеоновской коалиции, включая Пруссию выступила против революционной Франции. В августе 1791 г. во дворце Пильниц под Дрезденом была принята Пильницкая декларация о поддержке и сохранении во Франции монархии Бурбонов. Но потерпев поражение под Йеной в октябре 1806 г., Саксония под давлением Франции вступила в Рейнский союз, после чего по воле Наполеона обрела, как, например, и Бавария, статус королевства (1806).

В «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г. саксонские войска вступили в сражение в составе наполеоновской армии, а закончили на стороне противника. В разгар боя три тысячи солдат при 19 орудиях перешли на сторону союзников - России, Австрии и Пруссии. Несмотря на это, после поражения Франции в этой битве значительная часть саксонских земель отошла к Пруссии, в заключительной части борьбы примкнувшей к антинаполеоновской коалиции. Саксонскому королю были оставлены лишь земли бывшего маркграфства Мейсен под названием Королевство Саксония.

Дрезденское восстание 1849 г. На заключительном этапе немецкой революции 1848 -1849 гг. в Дрездене 3 - 9 мая 1849 г. произошло вооруженное восстание. Повстанцы выступили в поддержку принятой Франкфуртским национальным собранием в марте 1849 г. имперской конституции, которую отказался признать саксонский король. В число руководителей восстания входили русский анархист Михаил Бакунин, музыкальный директор Королевской оперы Рихард Вагнер, выдающийся архитектор Готфрид Земпер... После недельных боев восстание было подавлено при поддержке прусских войск.

Саксония в XX в. В ноябре 1918 г., на волне охватившего Европу революционного подъема, в Саксонии пришли ненадолго к власти Советы рабочих и солдат. Саксония была объявлена республикой в статусе Свободного государства, и саксонский король Фридрих Август III отрекся от престола. Саксония вошла в состав Веймарской республики, а Кайзеровская Германия прекратила свое существование. После прихода к власти нацистов Свободное государство Саксония в 1934 г. было ликвидировано.

В конце апреля 1945 г. в Саксонии на Эльбе у города Торгау произошла историческая встреча советских и американских войск. После войны Саксония отошла в Советскую зону оккупации и к ней была присоединена западная часть прусской провинции Силезия. В 1952 г. Саксонию разделили на округа Дрезден, Лейпциг и Кемниц. В 1953 г. город Кемниц был переименован в Карл-Маркс-Штадт. После объединения страны к нему вернулось старое имя. Осенью 1990 г. Свободное государство республика Саксония было воссоздано, и сегодня это самая густонаселенная федеральная земля на востоке Германии (плотность населения - 240 чел. на кв. км).

 

Звуки музыки

В Саксонии особая музыкальная атмосфера. Ее определяют имена великих музыкантов и композиторов Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона-Бартольди, Карла Марии фон Вебера, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера...  Имена многих музыкантов связаны с Лейпцигом. Его богатейшая музыкальная история сравнима с Веной. Саксонская Государственная капелла Дрездена -  один из старейших в мире оркестров (1548), входит в число лучших музыкальных коллективов Европы.

Иоганн Себастьян Бах. С его творчества начинается музыкальная биография Лейпцига. В 1723 г. здесь в церкви Св. Фомы состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну», после чего Бах получил должность кантора детского хора этой церкви «Томанерхор», а впоследствии стал «музыкальным директором» всех городских церквей. Композитор прослужил в Лейпциге в этих должностях 27 лет. В Лейпциге Бах написал «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию»...Он скончался в 1750 г. в возрасте 65 лет. Скромная надгробная плита лежит справа от входа в алтарной части храма. Со времен Баха сохранилось распятие напротив церковной кафедры. Множество любителей музыки привлекает ежегодный фестиваль Баха Bachmosphaere.

Феликс Мендельсон-Бартольди. Композитор, пианист, дирижер и педагог, он известен в России прежде всего как автор знаменитого «Свадебного марша», а между тем ему принадлежат десятки других музыкальных произведений. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, основатель художественного направления «Лейпцигская школа». Мендельсон, так его обычно называют для краткости, очень плодотворно работал в Лейпциге. Ему была очень близка музыка Баха, тогда почти забытого композитора. Благодаря Мендельсону впервые после смерти Баха были исполнены «Страсти по Матфею». Он очень много сделал, чтобы о Бахе снова вспомнили.  В 1843 г. по инициативе Феликса Мендельсона-Бартольди в скверике через дорогу от церкви Св. Фомы на постаменте был установлен барельеф Баха.

В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге была открыта первая в Германии консерватория, ставшая первым высшим музыкальным учебным заведением страны.

Другие великие музыканты. Лейпциг - родина Рихарда Вагнера, который родился здесь в 1813 г. Навеки вписаны в музыкальную историю Лейпцига имена Роберта Шумана, Иоганна Брамса, Эдварда Грига, Густава Малера... Летний домик автора первой немецкой национальной оперы «Волшебный стрелок» композитора Карла-Марии фон Вебера сохранился в дрезденском районе Хостервиц (Hosterwitz), сам Вебер похоронен на католическом кладбище Дрездена.

Петр Чайковский в 1888 г. был в Лейпциге, где исполнял с известным и поныне оркестром Гевандхаус свои произведения.

И сегодня внимание миллионов любителей музыки привлекают саксонские артисты и музыканты. Среди них Курт Мазур, Людвиг Гюттлер, Ян Воглер. Огромной популярностью пользуются Государственная капелла, оркестр Лейпцигской филармонии Гевандхаус.

Детские хоры. Чтобы послушать бесплатно один из самых известных в мире хоров, достаточно прийти в пятницу или субботу в церковь Св. Фомы в Лейпциге. Здесь выступает знаменитый хор мальчиков «Томанерхор», основанный более 800 лет назад. В его репертуаре произведения Баха, когда-то впервые исполнявшиеся под руководством композитора этим хором и на этом же месте. Говорят, что Бах не всегда был доволен своими хористами. Не меньшей славой пользуется и другой хор мальчиков -  «Дрезднер Кройцхор». Он выступает в дрезденской церкви Св. Креста (Kreuzkirche).

Das ist Big Beat. Лейпциг занимает видное место на карте немецкой рок-музыки. К середине 1960-х гг., в разгар всемирной рок-революции, в социалистическом Лейпциге существовало уже около 60 групп, которые играли музыку в стиле Big Beat. Так в те годы некоторое время называли рок-н-ролл. В 1965 г. в СССР были выпущены записанные на гэдээровской фирме Amiga две сборные пластинки с инструментальной музыкой молодых рок-групп из ГДР. Фактически это был официальный дебют зарубежного рока в Советском Союзе.

Правительство ГДР поначалу не препятствовало распространению музыки Big Beat в стране. Но из-за грандиозных беспорядков после концерта Rolling Stones в Западном Берлине 15 сентября 1965 г. было решено исключить подобное в ГДР и, прежде всего, в Лейпциге, где бит-движение проявило себя наиболее активно. Big Beat в стране попал под запрет. В Лейпциге были запрещены 54 из 58 зарегистрированных групп, среди них и феноменально популярная Die Butlers. Молодежь вышла на демонстрацию протеста. Более двух с половиной тысяч человек собрались 31 октября 1965 г. в центре города перед Новой ратушей. Демонстрацию разогнали, около ста человек были приговорены к исправительным работам в близлежащем карьере по добыче бурого угля. А в уголовном кодексе ГДР появилась статья № 215 за хулиганство. Это выступление оставалось самой массовой несанкционированной демонстрацией в ГДР вплоть до «мирной революции», которая началась 9 октября 1989 г., когда  после молитвы в церкви Св. Николая (Николайкирхе) состоялась антиправительственная демонстрация. На нее с лозунгом «Народ - это мы» вышли 70 тыс. человек. Эту дату в Лейпциге теперь отмечают как День мирной революции. Так что объединение Германии началось с Лейпцига.

 

Made in Sachsen

Первый в Европе фарфор стали делать в саксонском городке Мейсен. Его фарфоровая фабрика в 2016 г. отметила 306-й день рождения. Рецепт «белого золота»  открыл в 1708 г. Иоганн Фридрих Беттгер (1682-1719), который потратил на это фактически всю свою жизнь. Скрещенные синие мечи - фирменный знак саксонского фарфора, который делают в Мейсене, - известны на весь мир.

На весь мир славятся промышленная продукция Саксонии, изделия ее художественного промысла, очень многое производится на уровнях качества премиум и люкс. На Саксонию приходится около 32% всего промышленного производства в новых землях. 

Здесь совершено около трех тысяч открытий, результатами которых мы пользуемся и сегодня. Ее нередко называют колыбелью машиностроения Германии. В Саксонии в 1703 г. Йоганн Эш основал первую в стране фабрику по производству ткацких машин. В 1844 г. Йоганн фон Циммерманн открыл в Кемнице первое предприятие, производящее токарные станки. Быстродействующий пресс для цветной печати, технология прошивного вязания, фрезеровочные, строгальные машины - всё это саксонские изобретения.

В Саксонии в 1838 г. был создан первый немецкий паровоз. Он так и назывался - «Саксония». Его великолепная, сверкающая начищенной медью копия стоит в Дрезденском музее транспорта. До сих пор в Саксонии можно прокатиться на паровозе, их здесь больше, чем где-либо в Германии.

Здесь появились такие ноу-хау своего времени, как газовый фонарь, барабанная стиральная машина, многие ставшие привычными предметы повседневного быта. Именно саксонцы придумали подставку для пива и крышки для пивных кружек,  фильтры для кофеварок и чайные пакетики, женские бюстгальтеры и наручные часы с самоподзаводом, первыми начали выпускать ежедневную газету. В Саксонии был изобретен европейский вариант тюбика для зубной пасты, здесь впервые в Европе стали выпускать сигареты с фильтром.

В Дрездене в 1936 г. был сконструирован первый в мире фотоаппарат с одним зеркальным объективом, аналогичный современным узкопленочным камерам. Первая «зеркалка» Kine-Exacta была выпущена компанией Ihagee, основанной в 1912 г. в Дрездене. После войны ее преобразовали в народное предприятие VEB Ihagee Kamerawerk, а в 1960 г. она вошла в состав VEB Pentacon. Фотокамеры Pentacon и Praktica из ГДР имели прекрасную репутацию по всему миру. После объединения страны фирма VEB Pentacon Dresden была преобразована в компанию Jos. Schneider Feinwerktechnik GmbH&Co, выпускающую фотокамеры и по сей день.

Знают в Саксонии и цену точному времени. Компания по производству наручных часов A. Lange & Söhne с 1997 г. производит здесь эксклюзивные часы «Гласхютте» (Glashütte), которые называют «важнейшей немецкой маркой класса люкс». Их цена доходит до 30 тыс. евро.

Вот уже 300 лет детям и взрослым по всему миру приносят радость щелкунчики, деревянные игрушки и другие резные деревянные изделия из саксонских Рудных гор (Эрцгебирге). Богатый опыт накопили за многие годы мастера музыкальных инструментов из области Фогтланд, которые славятся на весь мир.

Саксонские колеса

Саксония вместе с Баварией и Баденом-Вюртембергом входит в тройку важнейших автомобильных центров Германии. Здесь в Цвиккау более ста лет назад началась деловая биография знаменитого автомобильного бренда Audi. Сегодня в Саксонии выпускают серийный «Фольксваген», делают «БМВ» и престижный «Порше» (Panamera и Cayenne).