Тысячелетний Лейпциг

Место на карте

Город расположен на северо-западе Саксонии в живописной местности. Согласно понятиям физической географии ее называют Лейпцигской низменностью, а на языке туризма именуют Саксонским краем лесистых пустошей и замков. C востока регион граничит с приэльбской поймой, на юге и юго-востоке со Средней Саксонией. Через город протекает река Вайсе Эльстер (Weisse Elster).

Самая высшая природная точка города - Холм монархов/Монархенхьюгель (Monarchenhügel) - 159 м на юго-востоке города. Такое название он получил после того, как 18 октября 1813 г. во время Битвы народов, здесь встретились русский царь Александр I, император Австро-Венгрии Франц Иосиф I и прусский король Фридрих Вильгельм III, бывшие в коалиции против Наполеона. Об этом и победе союзных армий над французскими войсками напоминает памятник, установленный на холме.

 

Фрагменты истории

Узловые моменты

Славянское поселение Липск (от «липа», почти Липецк) возникло в конце первого тысячелетия. Уже как немецкий торгово-ремесленный поселок Лейпциг впервые упоминается в летописях 1015 г. С конца XII в. в Лейпциге начали проводиться весенняя и осенняя ярмарки. Лейпцигская ярмарка стала одной из первых торговых ярмарок в мире. К началу XV в. Лейпциг обрел статус торговой столицы Мейсенского маркграфства, поскольку был удобно расположен на пересечении крупных торговых путей.

 

В 1409 г. при монастыре Св. Фомы был основан Лейпцигский университет, один из первых в Европе и ныне второй по старшинству в Германии после Гейдельбергского. Здесь учились философ и математик Готфрид Вильгельм фон Лейбниц, поэт Иоганн Вольфганг Гёте, драматург Готхольд Эфраим Лессинг, композитор Рихард Вагнер, писатель Александр Николаевич Радищев... Тут стажировались физиолог И.М. Сеченов, военный хирург Н.И. Пирогов, врач И.П. Павлов, невролог В.М. Бехтерев.

 

В 1650 г. в Лейпциге начинает выходить первая в мире ежедневная газета. С XVII в. здесь стала проводиться Лейпцигская книжная ярмарка. Сегодня его иногда называют «Книжный город Лейпциг» (Buchstadt Leipzig).

 

В Лейпциге родился и начал свой творческий путь один из основоположников немецкой классической литературы, критик-просветитель и драматург Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Особую известность приобрели его пьесы «Эмилия Галотти», где Лессинг гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей, и «Натан Мудрый», в которой проповедовались толерантность, веротерпимость и общечеловеческое равенство.

 

В этом городе 27 лет (1723 - 1750 гг.) жил и работал Иоганн Себастьян Бах. Он служил кантором в церкви Св. Фомы и был музыкальным директором всех церквей города. Лейпциг - родина композитора Рихарда Вагнера, который родился здесь в 1813 г.

 

В 1783 г. в Лейпциге по приказу Екатерины II было учреждено Русское консульство. А в начале XIX в. в Лейпциге были напечатаны первые номера большевистской газеты «Искра», из которой, говоря словами поэта-декабриста Александра Одоевского, впоследствии «возгорелось пламя» Октябрьской революции. Сегодня в Лейпциге проживают более 17 тыс. русскоязычных переселенцев-эмигрантов.

 

Очень плодотворно работал в Лейпциге композитор Феликс Мендельсон-Бартольди, автор знаменитого «Свадебного марша», а также еще нескольких десятков музыкальных произведений. В 1843 г. при его активном участии в Лейпциге была открыта консерватория, ставшая первым высшим музыкальным учебным заведением в Германии.

 

Объединение Германии началось с Лейпцига. 9 октября 1989 г. после молитвы в церкви Св. Николая состоялась демонстрация, на которую с лозунгом «Народ - это мы» вышли 70 тыс. человек. Эту дату в Лейпциге теперь отмечают как День мирной революции.

Связи с Россией

Русские купцы

Испокон веков их привлекала Лейпцигская ярмарка. Первые документальные свидетельства о торговых связях между Лейпцигом и Русью относятся к 1573 г. На сайте расположенной в Лейпциге православной Свято-Алексиевской церкви читаем: «С 1580 г. в доме Фройдшен Гоф (Freundschen Hof) по улице Катариненштрассе - 4 в Лейпциге, невдалеке от площади Маркт (Markt) находился православный «греческий молитвенный дом» Св. Великомученика Георгия». Судя по всему, дом стоял здесь до 1913 г. 

Петр I Великий

В гостинице «Королевский дом», стоящей на Рыночной площади, в 1698 г. останавливался по пути в Голландию Петр I. Он бывал и на Лейпцигской ярмарке. Сохранилась, например, гравюра П. Шенка «Петр I осматривает редкости в Лейпциге. 31 мая 1698». На ней изображены русский царь и сопровождающие его лица на торговом дворе П. Шенка - гравера и торговца произведениями искусства и раритетами. На гравюре зритель видит в центре двора Петра I в шляпе с большими полями (перед ним на переднем плане изображена собака). Слева от государя - П. Шенк, дающий объяснения.

Русская община

В «Ежегоднике» настоятеля посольской церкви Св. Владимира в Берлине протоиерея Алексея Петровича Мальцева (1854 -1915) говорится «о том, что в 1776 - 1777 гг. в Лейпциге существовала православная русская община во главе с иеромонахом отцом Павлом. Как указывается в «Адресном, почтовом и дорожном календаре Лейпцига», отец Павел, «проповедник и священник для всех обучающихся здесь русских господ», жил в Лейпциге с 1772 по 1775 г. В этом же  календаре значились и все учившиеся тогда в Лейпцигском университете «господа русские».

Русские студенты

Как сообщает справочник «Русские в Германии», изданный берлинским русско-немецким клубом «Диалог», - «Первый русский студент записался в Лейпцигский университет в летнем семестре 1531 г.». В 1751 г. специально для русских студентов (среди которых был внебрачный сын Екатерины II А. Г. Бобринский) в Лейпциге была устроена домовая церковь, которая просуществовала  до 1775 г.

 

В 1763-1765 гг. в Лейпциге стажировался в области естественных наук будущий директор Российской академии наук граф В. Г. Орлов. Именно он рекомендовал Екатерине II посылать сюда «российских Невтонов и Платонов». Наличие православной церкви в городе было одной из причин, по которым Екатерина II отправляла студентов из России учиться за границу именно в Лейпциг. Одним из них был молодой начинающий вольнодумец Александр Радищев, направленный в 1766--1767 гг. за государственный счет учиться в Саксонию в числе 11 дворян. На каждого студента из казны выделялось 800 рублей в год.

 

В Лейпцигском университете стажировались физиолог И. М. Сеченов, военный хирург Н. И. Пирогов, врач И. П. Павлов, невролог В. М. Бехтерев, этнограф Миклухо-Маклай и лингвист Ф. Ф.Фортунатов.

 

В Лейпциг приезжали русские ученые, чтобы защитить докторские диссертации, в их числе - первая женщина из России А.М. Евреинова (1873).

 

Много российских студентов обучалось в Высшей школе торговли в Лейпциге. Она была основана в 1898 г. и являлась первым высшим учебным заведением такого рода в Германии. За 12 лет, с 1902 по 1914 г., в ней прошел обучение 1601 студент из России.

 

Российские студенты составляли большую часть иностранных студентов Лейпцигской консерватории, создателем и первым директором которой был Мендельсон-Бартольди.  По ее образцу создавались Петербургская консерватория во главе с Антоном Рубинштейном и Московская, которую возглавил Николай Рубинштейн.

Русское консульство

В 1783/84 г. в Лейпциге по приказу Екатерины II «для пользы торговли Наших подданных и предостережения Наших интересов» было учреждено Русское консульство. «В качестве русского консула, - читаем снова на сайте православной Свято-Алексиевской церкви, прибыл коллежский асессор Ф. Сапожников, бывший ранее консулом в Любеке. В обязанности нового консула входило в подчинении и контакте к русским посольством в Дрездене (которое там было с 1688 г.) помогать и всячески поддерживать прибывавших на ярмарку торговых людей из России. Консулу было положено жалованье в 600 рублей ежегодно и 100 рублей на почтовые расходы. Достоверно известно, что Сапожников умер и был похоронен в Лейпциге 17 января 1789 года. Место его захоронения не известно».

Николай Михайлович Карамзин

Совершая двухгодичное путешествие по Европе в 1789 - 1790 гг. писатель в июле 1789 г. побывал в Лейпциге и оставил свои впечатления в книге «Письма русского путешественника». «Почти на всякой улице, - пишет он, - найдете вы несколько книжных лавок, и все Лейпцигские книгопродавцы богатеют, - что для меня удивительно. Правда, что здесь много Ученых, имеющих нужду в книгах; но сии люди почти все или Авторы, или переводчики, и собирая библиотеки, платят они книгопродавцам не деньгами, а сочинениями или переводами. К тому же во всяком Немецком городе есть публичныя библиотеки, из которых можно брать для чтения всякия книги, платя за то безделку. - Книгопродавцы изо всей Германии съезжаются в Лейпциг на ярманки (которых бывает здесь три в год: одна начинается с первого Января, другая с Пасхи, а третья с Михайлова дня) и меняются между собою новыми книгами. Бесчестными почитаются из них те, которые перепечатывают в своих типографиях чужия книги, и делают через то подрыв тем, которые купили манускрипты у Авторов».

Россия в Битве народов

Когда в грандиозном сражении Битва народов, состоявшемся 16 - 18 октября 1813 г. под Лейпцигом, союзные силы России, Австрии, Пруссии и Швеции нанесли поражение французским войскам Наполеона, Россия выставила самую большую армию (127 тыс. солдат) и понесла самые большие потери (23 тыс. чел.). С обеих сторон в сражении приняли участие более 500 тыс. солдат, из них около 300 тыс. на стороне коалиции.  Это было крупнейшее сражение в мировой истории до Первой мировой войны.

Подробнее в главе «Памятник Битве народов»

Православный Свято-Алексиевский храм

Ровно через столетие, в 1913 г., в память об исторической битве в Лейпциге был возведен грандиозный Памятник Битве народов, а в километре от него построен православный Свято-Алексиевский храм - памятник Русской славы (St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre), стоящий на улице Филиппа-Розенталя. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

Подробнее в главе «Православный Свято-Алексиевский храм»

Первый номер «Искры»

В декабре 1900 г. в Лейпциге вышел первый номер нелегальной большевистской газеты «Искра», из которой, как писали в годы Советской власти, впоследствии «разгорелось пламя» Октябрьской революции. Это была также первая нелегальная газета большевиков. Редакция «Искры» в целях конспирации находилась в Мюнхене. Однако весь трехтысячный тираж издания был обнаружен при перевозе через границу и изъят. Газета выходила в разных городах Европы до 1905 г. Всего было напечатано 112 номеров.

Советское время

После Второй мировой войны Лейпциг оказался в зоне Советской оккупации, отчего нередко считают, что именно Красная Армия освобождала город от нацистов. На самом деле первыми в Лейпциг 20 апреля 1945 г. вошли американские войска. Бургомистр Лейпцига, его жена и дочь, покончили с собой при приближении к городу 69-й пехотной и 9-й бронетанковой дивизий армии США. В июле, выполняя условия союзнического соглашения, американцы покинули Лейпциг, а также всю Западную Саксонию и Тюрингию. Впоследствии Лейпциг стал одним из городов ГДР.

Улицы, названные в честь представителей России

Четыре улицы в Лейпциге названы в честь полководцев русской армии, участников Битвы народов и других сражений в Саксонии. Интересно, что  у всех иностранные фамилии, а трое немцы.

Князь Барклай де Толли: улица Barclayweg с 1934 г. в районе Meusdorf. 

Барон Винцингероде: улица Wintzingerodeweg в районе Meusdorf.

Генерал Витгенштейн: улица Wittgensteinweg в районе Meusdorf.

Граф Беннигсен: улица Bennigsenstrasse в районе Sellerhausen.

Около десятка улиц на северо-западе города в лейпцигском районе Моккау-Норд (Mockau-Nord) носят имена русских писателей, поэтов, ученых и политиков. Это улицы Толстого, Тургенева, Гоголя, Герцена, Менделеева, Короленко, Гончарова, Мичурина, Лермонтова, Маяковского.

 

Основные достопримечательности Лейпцига

Большинство исторических и культурных достопримечательностей Лейпцига расположено в Старом городе. Его окружает широкое бульварное кольцо, проходящее там, где раньше стояли городские стены. Диаметр этого исторического кольца не более полутора километров. Чтобы пересечь Старый город пешком понадобится около пятнадцати минут. Значительная часть центра имеет статус пешеходной зоны.  

Церковь Св. Фомы

www.thomaskirche.org

Нынешнее здание евангелическо-лютеранской церкви Св. Фомы (Томаскирхе/Thomaskirche, Thomaskirchehof 18) возведено в 1496 г. и за прошедшие столетия мало изменилось. Здание выстроено в готическом стиле. Высота нефа - 18 м, башни - 68 м.

 

Еще в XII в. на этом месте стояла церковь, при которой в 1212 г. был построен монастырь певчих монахов-августинцев. В 1541 г. монастырь закрыли, его строения снесли, но церковь осталась.

 

В начале эпохи Реформации в 1539 г. с кафедры церкви проповедовал ее основоположник Мартин Лютер. С 1723 г. и до конца своей жизни здесь 27 лет служил капельмейстером Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), который одновременно преподавал в школе «Томасшуле» (Thomasschule) и был музыкальным директором всех лейпцигских церквей. В Лейпциге в числе прочих Бахом были написаны такие выдающиеся произведения, как «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Искусство фуги», а также пять годовых циклов кантат.

 

Композитор изображен на одном из витражей южной боковой стены церкви. Он скончался в 1750 г. в возрасте 65 лет. Скромная надгробная плита лежит справа от входа в алтарной части храма. Со времен Баха сохранилось распятие напротив церковной кафедры.

 

На витражах церкви также можно увидеть изображения шведского короля Густава II Адольфа, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, вождя Реформации Мартина Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона, а также композитора Феликса Мендельсона-Бартольди и кайзера Вильгельма I. На церковном органе играли в разное время Вольфганг Амадей Моцарт (12.05.1789) и Феликс Мендельсон-Бартольди (4.04.1841).

 

В этой церкви крестили будущего композитора Рихарда Вагнера и будущего профессионального революционера Карла Либкнехта, крестными отцами последнего были К. Маркс и Ф. Энгельс.

 

Около церкви стоят два памятника  Баху. Один - в виде барельефа на постаменте - установлен в скверике через дорогу от церкви в 1843 г. по инициативе Феликса Мендельсона-Бартольди. Благодаря его усилиям о почти забытом Бахе снова вспомнили. Второй памятник - солидная фигура композитора во весь рост справа от входа храм - воздвигнут в 1908 г. В скверике напротив барельефа Баха стоит также памятник Феликсу Мендельсону-Бартольди. Он установлен здесь в 2008 г. Это восстановленная копия памятника, разрушенного нацистами в 1936 г.

Музей Баха

www.bachmuseumleipzig.de

Напротив церкви Томаскирхе, в бывшем доме крупного торговца Бозе (Bosehaus), в 1950 г. был устроен музей Баха (Bachmuseum, Thomaskirchhof 16), где хранится архив великого композитора (Bacharchiv). Оригинальные манускрипты композитора выставлены в «Сокровищнице». В музее можно увидеть части органа церкви св. Иоганна в Лейпциге, на котором играл Бах в 1743 г., денежную шкатулку, принадлежавшую семье композитора. Специальная аудиосистема создает звуковой фон на основе произведений Баха в помещениях музея. Музыку можно послушать и через наушники на музыкальных стендах

Площадь Августа

www.leipzig.de/freizeit-kultur-und-tourismus/tourismus/sehenswuerdigkeiten/augustusplatz

Лейпциг отнюдь не маленький город, но площадь Августа (Аугустусплац/Augustusplatz) в исторической части города впечатляет своими размерами - 40 тыс. кв.м. Она самая большая в городе. Площадь устроена здесь в 1785 г. Свое нынешнее имя она получила в 1839 г. в честь Фридриха Августа фон Веттинского, первого короля Саксонии. В 1928 г. социал-демократы переименовали ее в Карл-Маркс-плац, но в 1933 г. пришедшие к власти нацисты вернули площади имя Аугустусплац. В 1953 г. она снова превратилась в площадь Карла Маркса, а в 1990 г. после объединения страны площадь снова стала называться Аугустусплац. Главные здания здесь - городской оперный театр, концертный зал Гевандхаус, корпуса Лейпцигского университета, а также 140-метровый небоскреб «Сити хоххаус» - самое высокое здание в Лейпциге с рестораном на 29-м этаже. На крыше смотровая площадка Dachterrasse. Надо ли говорить, какой замечательный вид открывается оттуда. Видно все! Ну, или почти все. 

 

По краям площади стоят в два ряда восемь многогранных цилиндров из матового стекла высотой около 5 м. Они смотрятся явно инородными предметами. Это входы в подземную парковку, устроенную в 1996 г. Местные жители прозвали их «молочными горшками».

 

Слева от театра в брусчатку площади вмонтирован «Колокол демократии» - необычная яйцеобразная бронзовая фигура высотой около полутора метров.

 

На площади стоит первый в Лейпциге небоскреб - двенадцатиэтажный дом Кроха (Кроххаус/Krochhaus) высотой 43 м, возведенный в 1928 г. На фронтоне крыши металлические звонари, которые регулярно бьют в колокол.

Рыночная площадь и Старая ратуша

www.leipzig.de/freizeit-kultur-und-tourismus/tourismus/sehenswuerdigkeiten/markt-und-altes-rathaus

Главное украшение просторной (около 10 тыс. кв. м) старинной Рыночной площади (Markt) - солидное здание Старой ратуши (Rathaus). Это один из красивейших архитектурных памятников немецкого ренессанса конца XVI в. и одновременно старейшая ратуша страны в этом стиле. Здание построено в 1556-1557 гг. всего за девять месяцев. Фасад украшают шесть фронтонов, деревянный крытый балкон, сооруженный в 1564 г. и несимметрично расположенная башня с барочным куполом. Впечатляет Праздничный зал ратуши (Festsaal) с большим камином, красивым деревянным потолком и галереей портретов выдающихся горожан. В Старой ратуше Иоганн Себастьян Бах подписал договор о принятии его на должность кантора при церкви Св. Фомы. В одном из залов висит единственный сохранившийся до наших дней портрет композитора.

Торговые ряды «Пассаж Мэдлера»

www.maedlerpassage.de

Слева от Старой ратуши, если стоять к ней спиной, один из входов в торговые ряды «Пассаж Мэдлера («Мэдлер пассаже»/Mädler Passage). Этот великолепный представитель старых торговых домов Лейпцига является одним из немногих полностью сохранившихся городских пассажей. Его здание протяженностью 140 м построено в 1914 г. по образцу миланской Galleria Vittorio Emanuele фабрикантом Антоном Мэдлером. Прекрасное здание со  стеклянной крышей изысканной формы переполнено роскошными магазинами и бутиками. Есть и магазины попроще, где торгуют, например, канцелярскими товарами или кондитерскими изделиями.

В подвале пассажа разместился знаменитый ресторан «Погребок Ауэрбаха», где не раз бывал Гёте, который увековечил полюбившийся ему ресторанчик в трагедии «Фауст». К пассажу Мэдлера примыкают «Кёнигсхауспассаже» (Königshauspassage) и «Мессехофпассаже»(Messehofpassage). Все вместе они образуют огромный торговый комплекс.

«Погребок Ауэрбаха»

www.auerbachs-keller-leipzig.de

История этого известного ресторана уходит на несколько столетий в глубь Средних веков, когда в 1525 г. студент медицины (впоследствии лейб-медик профессор философии и ректор Лейпцигского университета) Генрих Штромер фон Ауэрбах открыл на этом месте в погребе своего дома студенческую пивную «Погребок Ауэрбаха» (Auerbachs Keller). Свое название пивная получила в честь городка Ауэрбах, откуда был родом Штормер. Она быстро стала известной не только в Лейпциге, но и во всей Германии, а позднее и в Европе.

Популярностью «Погребок» во многом обязан Гёте. Он любил здесь бывать во время учебы в Лейпциге и позднее увековечил «Погребок Ауэрбаха» в «Фаусте», как место, где происходит одна из сцен первого действия трагедии. Там же Гёте писал «А Лейпциг - маленький Париж, На здешних всех налет особый, Из тысячи нас отличишь». Один из залов погребка носит имя Гёте (Goethezimmer).

Когда в начале XX в. владелец галантерейной фабрики Антон Мэдлер выстроил на этом месте крупный выставочно-торговый комплекс (Пассаж Мэдлера),  «Погребок Ауэрбаха» был сохранен, потому, что был хорошей рекламой пассажа. С момента основания в «Погребке Ауэрбаха» побывали  более 90 млн гостей.

У входа в погребок в виде двух скульптурных групп запечатлен эпизод, в котором Мефистофель защищает себя силой колдовства от пьяных гуляк. Стены и потолок в залах ресторанов «Погребка расписаны по мотивам сюжетов из знаменитой трагедии. Для гостей здесь проводятся тематические кулинарные церемонии, разыгрываются сценки из старинной легенды.

«Погребок Ауэрбаха» непременно надо посетить, ибо, как говорит народная мудрость, «Кто на ярмарке в Лейпциге был, и вина у Ауэрбаха не выпил, пусть молчит и не тратит сил, ибо Лейпцига он и не видел». В меню погребка в основном блюда саксонской кухни, вкусные и сытные. Главное блюдо дня обычно выставляется под прозрачным колпаком на входе в «Погребок».

«Королевский дом»

www.leipzig-lexikon.de/HAUSHOF/KOENIGS.HTM

На Рыночной площади возвышается весьма примечательное здание гостиницы «Королевский дом» (Koenigshaus), построенное в 1610 г. В ней разное время останавливались многие персонажи всемирной истории. Здесь не раз бывал Август Сильный, в 1698 г. в «Королевском доме» останавливался Петр I, во время Семилетней войны прусский король Фридрих II встречался тут с лейпцигским профессором Геллертом. В 1813 г. после поражения в «Битве народов» в «Королевском доме» некоторое время провел Наполеон, а позже, до переезда в Дрезден, здесь размещалась штаб-квартира генерал-губернатора Саксонии Николая Григо́рьевича Репни́на-Волконского.

Церковь Св. Николая. «Народ - это мы»

www.nikolaikirche.de

Между Рыночной площадью и площадью Аугустусплац, рядом с улицей Гриммаишештрассе, по адресу Nikolaikirchhof 3, стоит красивая церковь Св. Николая (Nikolaikirche), самый большой и старейший храм Лейпцига. Наиболее древние части его здания относятся к XII в. Рядом стоит самая старая городская школа Альте-Николайшуле (Alte Nikolaischule, 1512), где в разное время учились Готфрид Вильгельм Лейбниц и Рихард Вагнер.

 

Церковь Св. Николая - один из символов объединенной Германии. Здесь 9 октября 1989 г. после молитвы началась демонстрация со свечами в руках, на которую под лозунгом «Народ - это мы» вышли 70 тыс. человек. Свечи в руках были знаком ненасильственного сопротивления. Если в течение нескольких предшествовавших дней власти пытались полицейской силой пресечь волнения, то в этот день (точнее, вечер) правоохранительные органы в развитие событий не вмешивались. По Лейпцигу прокатились слухи, что в город вводятся танки, но реально бронетехника в событиях не участвовала. Так здесь началась «мирная революция», а затем пала Берлинская стена.

Музей «У круглого угла»

www.runde-ecke-leipzig.de

Осенью 1989 г. жители Лейпцига каждый понедельник по вечерам стали собираться со свечами напротив пятиэтажного углового здания постройки начала XX в. на улице Дитрихринг (Dittrichring 24). Так они выражали свой протест против существовавшего в ГДР политического строя. Чтобы собираться именно здесь, требовалось особое мужество, поскольку в здании размещалось местное управление Министерства государственной безопасности/МГБ (Stasi/Staatssicherheit, в пер. Государственная безопасность, в русской транскрипции аббревиатура «Штази»).

 

Теперь в помещении управления МГБ расположен Музей «Штази», или, как его еще называют, Музей «У круглого угла» (Museum in der Runden Ecke) за форму парадного подъезда, который выходит на стык двух улиц.

 

После захвата здания демонстрантами в ходе общественного протеста, его комнаты на всех пяти этажах были опечатаны. Позже здесь решили открыть музей, сохранив внутри обстановку времен ГДР. Постоянная экспозиция «Штази» - власть и банальность» занимает двенадцать комнат. В музее собрано около 40 тыс.экспонатов. Представлены магнитофоны, различного рода «жучки», миниатюрные кинокамеры, оборудование и предметы для маскировки, пленки с записями, униформа... В музее реконструирована камера следственной тюрьмы МГБ, по предварительной записи можно посетить место приведения в исполнение смертных приговоров.

Музей Грасси

www.grassimuseum.de

Примерно в трехстах метрах к востоку от площади Аугустусплац на площади Йоханнисплац (Johannisplatz 5 - 11) расположился музейный комплекс Музей Грасси (Grassimuseum). Свое название он получил в честь Франца Доминика Грасси/Franz Dominic Grassi (1801-1880), крупного лейпцигского торговца и банкира, завещавшего свое огромное состояние городу с условием, что основная его часть пойдет на развитие музеев и искусства.

 

Музейный комплекс возведен в 1925-1929 гг. Его образуют три музея: этнографический, музыкальных инструментов и прикладного искусства. В Музее музыкальных инструментов собрана уникальная коллекция инструментов со времен Средневековья до наших дней. Утверждается, что она самая большая в мире. Представлены, например, самые старые клавикорды, лютни времен Средневековья, флейты, арфы. Здесь также размещены реставрационные мастерские, при которых работает школа реставраторов.

 

Собрание Этнографического музея насчитывает 150 тысяч экспонатов. Особенно выделяется обширная экспозиция искусства Юго-Восточной Азии, есть и небольшая «русская коллекция». Это один из крупнейших музеев подобного рода в Восточной Германии. Одновременно он является научно-исследовательским институтом.

 

В экспозициях Музея прикладного искусства представлены стекло, керамика, предметы гончарного искусства, фарфор, ткани, старинные костюмы, оловянные изделия, художественная ковка и т.д.

Дом-музей Мендельсона

www.mendelssohn-stiftung.de

Дом-музей Мендельсона (Mendelssohn-Haus) - здание в классическом стиле на улице Гольдшмидтштрассе (Goldschmidtstrasse 12) - стоит за пределами исторического центра к юго-востоку от площади Аугустусплац, примерно в 500 м от нее. Это единственный сохранившийся дом в Германии, где жил великий композитор, исполнитель, администратор и капельмейстер лейпцигского симфонического оркестра Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1848), которого Роберт Шуман называл «Моцартом девятнадцатого столетия».

 

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон, сын еврейского банкира Авраама Мендельсона и внук знаменитого еврейского философа Моисея Мендельсона, родился в Гамбурге. Через несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов перешла в лютеранство и взяла вторую фамилию - Бартольди.

 

Первое выступление Мендельсона в Лейпциге состоялось в октябре 1835 г. Впоследствии жизнь композитора оказалась тесно связана с этим городом. С 1835 по 1847 г. он с годичным перерывом был музыкальным руководителем Лейпцигского симфонического оркестра. В 1843 г. при его активном участии в Лейпциге была основана консерватория, ставшая первым высшим музыкальным учебным заведением в Германии, а ее первым директором стал Мендельсон. Он пригласил туда поработать Роберта Шумана. Сегодня это Высшая школа музыки и театра. Благодаря усилиям Мендельсона в Лейпциге вспомнили о почти забытом Бахе. В 1843 г. по инициативе Мендельсона в скверике через дорогу от церкви Томаскирхе, где работал Бах, был установлен его барельеф на постаменте.

 

В дом, где сегодня находится Музей Мендельсона, семья переехала в 1845 г. Здесь закончился короткий жизненный путь композитора. Он умер в возрасте 39 лет.

 

Самое известное произведение Мендельсона - знаменитый «Свадебный марш», написанный им в 1842 г. в числе других произведений для музыкального оформления комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Но настоящую популярность марш обрел после того, как 25 января 1858 г. прозвучал на свадьбе британской принцессы Виктории Аделаиды Марии Луизы Саксен-Кобург-Готской (будущей германской императрицы и королевы прусской) и кронпринца прусского Фридриха (впоследствии императора и короля прусского Фридриха III).

Памятник Битве народов

www.voelkerschlachtdenkmal.de

В южной части города на улице 18 октября, примерно в 2,5 км от центра города возвышается величественный памятник «Битве народов» (Voelkerschlachtdenkmal). Он возведен к 100-летию великого сражения под Лейпцигом, происходившего 16-18 октября 1813 г. В этой грандиозной битве - крупнейшей в мировой истории до Первой мировой войны - союзные силы России, Австрии, Пруссии и Швеции разбили войска Наполеона.

 

Под стенами Лейпцига сражались более полутора десятков русских литераторов: Павел Катенин, Петр Чаадаев, Константин Батюшков, Денис Давыдов, Александр Шишков. Здесь были будущие декабристы: Павел Пестель, братья Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Михаил Лунин, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой, Сергей Волконский, Никита Муравьёв... Отважно бились и те, кто был по другую сторону на Сенатской площади: граф Милорадович, генералы Бенкендорф, Паскевич, Левашов, Дибич...

 

Битва. С обеих сторон в сражении приняли участие более 500 тыс. солдат, из них около 300 тыс. на стороне коалиции. Союзная армия состояла из 127 тысяч русских, 89 тысяч подданных Австрии (австрийцы, венгры, славяне), 72 тысяч пруссаков и 18 тысяч шведов. Россия понесла самые большие потери (23 тыс. чел.). Погибли также 16 тыс. пруссаков, 14 тыс. австрийцев и 300 (по другим источникам 180) шведов. Потери наполеоновской армии составили 70 тысяч убитыми, ранеными и пленными, еще 15-20 тысяч немецких солдат перешли на сторону союзников. 

 

Со стороны союзников в сражении приняли участие Богемская австро-русско-прусская армия фельдмаршала Шварценберга (133 тысячи, 578 орудий), Северная прусско-русско-шведская армия кронпринца Бернадота (58-85 тысяч, 256 орудий), Силезская русско-прусская армия фельдмаршала Блюхера (54-60 тысяч, 315 орудий), Польская русская армия генерала Беннигсена (46 тысяч, 162 орудия) и 1-й австрийский корпус фельдмаршала Коллоредо (8 тысяч, 24 орудия). 

 

Главнокомандующим союзными войсками считался австрийский фельдмаршал князь Карл Шварценберг. Во время Русской кампании 1812 г. он командовал австрийским вспомогательным корпусом (около 30 тысяч) в составе Наполеоновской армии, но сумел уклониться от крупных боестолкновений с русскими войсками. Наполеоновским маршалом до 1810 г. был и кронпринц Бернадот, ставший в 1818 г. королем Швеции Карлом XIV Юханом.

 

В оперативном руководстве во время битвы российскими войсками принимал активное участие (не всегда удачно) император Александр I. Король Пруссии Фридрих-Вильгельм III в руководство прусскими войсками не вмешивался.

 

Первый день сражения 16 октября поначалу складывался удачно для Наполеона, но под давлением превосходящих сил союзников он был вынужден 18 октября отойти к Лейпцигу. 19 октября Наполеон с большими потерями начал отступление во Францию.

 

Саксонские войска в «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г. вступили в сражение в составе наполеоновской армии, но в разгар боя три тысячи солдат при 19 орудиях перешли на сторону союзников. Также вслед за ними поступили вюртембергские и баденские части. В результате «Страшная пустота зазияла в центре французской армии, точно вырвали из нее сердце».

 

Сражение завершило кампанию 1813 г. тем, что под властью Наполеона осталась только Франция. В 1814 г. союзники вторглись в нее, и Наполеон впервые отрекся от престола. После поражения Франции значительная часть саксонских земель отошла к Пруссии, которая в заключительной части борьбы примкнула к антинаполеоновской коалиции. Саксонскому королю были оставлены лишь земли бывшего маркграфства Мейсен под названием Королевство Саксония.

 

Памятник. Величественный монумент высотой 91 м стоит неподалеку от места, где 18 октября 1813 г. находился командный пункт Наполеона. Масса сооружения составляет около 300 тыс. тонн. Перед памятником устроен большой пруд, символизирующий слезы, пролитые по героям, оставшимся на поле битвы. У основания монумента, над входом в крипту, стоит фигура архангела Михаила (иногда его называют Роландом), который считается покровителем немецких солдат.

 

Крипту - символическую могилу всех погибших - окружают восемь мощных колонн. На каждой, во всю высоту, огромный барельеф Маски Судьбы. По бокам застыли в почетном карауле могучие Стражи Смерти в рыцарском облачении. Скульптуры завораживают своей сакральной энергетикой.

 

В «Зале славы» четыре огромные фигуры - каждая высотой почти 10 м - олицетворяют Веру, Мужество, Силу и Самоотверженность. На купольном потолке изображены всадники - аллегория ушедших на небеса душ отважных воинов. До средней обзорной платформы на высоте 57 м можно подняться на лифте. К верхней обзорной террасе, огибающей купол, ведут 364 ступени.

 

На верхней квадратной платформе памятника согласно проекту должна была стоять фигура орла, которая в начале XX в. как имперский символ, уже показалась неуместной, и поэтому памятник выглядит незавершенным.

 

Единый комплекс с памятником составляет «Форум 13», он же Музей «Битвы народов». В экспозиции музея на площади 320 кв. м выставлены около 350 экспонатов, имеющих прямое отношение к битве: оружие, обмундирование, личные вещи солдат, в том числе шинель и сапоги башкирского конника из русской армии.

 

Частью комплекса также является камень Наполеона, установленный недалеко от памятника на том месте, где 18 октября 1813 г. располагалась ставка Наполеона.

 

Четыре улицы в Лейпциге названы в честь полководцев русской армии, участников Битвы народов и других сражений в Саксонии. Интересно, что  у всех иностранные фамилии, а трое немцы.

 

Князь Барклай де Толли: улица Barclayweg с 1934 г. в районе Meusdorf, 

Барон Винцингероде: улица Wintzingerodeweg в районе Meusdorf,

Генерал Витгенштейн: улица Wittgensteinweg в районе Meusdorf,

Граф Беннигсен: улица Bennigsenstrasse в районе Sellerhausen.

 

Православный Свято-Алексиевский храм

www.russische-kirche-l.de

В километре от Памятника Битве народов на улице Филиппа-Розенталя (Philipp-Rosenthal-Str. 51 a), стоит православный Свято-Алексиевский храм - памятник Русской славы (St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre), возведенный в 1913 г. в память о русских воинах, павших на поле брани во время Битвы народов под Лейпцигом.

 

Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Он построен в стиле каменных шатровых церквей XVII в. по образцу Вознесенского храма в Коломенском. Пожертвования на строительство собирались по России и в Германии. Освящение церкви состоялось 17 октября 1913 г.

 

Высота церкви 65 м. Потолочную часть шатра венчает золоченая главка с крестом. Семь колоколов отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 г. Восемь высоких граненых фонарей на обходной галерее символизируют  погребальные свечи. Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамен. В нижней галерее установлены 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. Две мраморные доски у входа в часовню-склеп по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших. В склепе погребены трое высших офицеров русской армии и несколько неизвестных солдат.

 

Во время Второй мировой войны нижние помещения храма служили местным жителям бомбоубежищем. Летом 1945 г. в церкви побывал командующий группой советских войск в Германии маршал Г. К. Жуков и отдал распоряжение срочно выделить средства на ремонт церкви. Во время присутствия войск СССР в ГДР, а затем и в объединенной Германии, советские военнослужащие посещали этот храм.

Автомобильный центр «Порше»

www.porsche.com/russia/motorsportandevents/porscheclubs/support/factoryvisits/leipzig

Расположенный в пригороде Лейпцига автозавод «Порше» отличается футуристической архитектурой, особенно поражает клиентский центр в виде перевернутого усеченного конуса. Здесь на пяти этажах разместились просторная приемная с баром, магазин Porsche Design, где продаются различные аксессуары, центр управления испытательной трассой, несколько конференц-залов, выставки современных и исторических автомобилей, а также ресторан. Рядом - заводские цеха, которые можно посетить с экскурсией. Здесь царит идеальная чистота, рабочие одеты в красные комбинезоны. Можно не только осмотреть цеха, но и пообедать или поужинать в необычной атмосфере. Завод имеет трассу для испытаний и обкатки автомобилей, а также участок для тренингов по безопасному вождению. По предварительной заявке посетители могут с инструктором-водителем протестировать знаменитые модели Panamera и Cayenne и (с февраля 2014 г.) Macan на кольцевой и внедорожной испытательных трассах. В некоторые мгновения на крутых виражах возникают прямо-таки космические перегрузки. Незабываемые впечатления гарантированы.

Панометр Азизи

www.asisi.de

В Лейпциге находится «Панометр» (Asisi Panometr), собрат дрезденской круговой панорамы, созданной иранцем Ядигаром Азизи (Yadegar Asisi). Он родился в Вене, вырос в ГДР, выучился в Дрездене на архитектора. В начале 1990-х гг. Азизи занялся созданием панорам. Считается, что он заложил в Германии традицию панорамных музеев.

 

В 2003 г. Азизи устроил на бывшей газгольдерной станции Лейпцига круговую панораму вида с горы Эверест, потом представил въезд императора Константина в Рим в 312 г., затем там можно было увидеть панораму под названием «Амазония - волшебная картина природы», крупнейшую из подобных в мире.

 

С 2013 г. до 20 сентября 2015 г. в «Панометре» демонстрировалась панорама «Лейпциг 1813», посвященная грандиозной битве под Лейпцигом в 1813 г., в которой Наполеон потерпел поражение от коалиции союзников в составе Австрии, Пруссии, России и Швеции. Впечатляющая картина была представлена на огромном полотне площадью 3500 кв.м и высотой 30 м. Усиливали впечатлении музыка и звуковые эффекты. 

 

С октября 2015 г. в панометре демонстрируется панорама «Великий барьерный риф», где красочно представлен подводный мир крупнейшего в мире кораллового рифа, расположенного у берегов Австралии. Экспозиция закроется 15 января 2017 г.