Дрезден. Саксонская классика

Место на карте

Дрезден (нем. Dresden, польск. Drezno, в.-луж. Drježdźany, чеш. Drážďany) — столица Саксонии, стоит по берегам реки Эльба примерно в сорока километрах от границы с Чехией. Один из крупнейших центров промышленности, транспорта и культуры Германии. Население около 550 тыс. человек (2013). 

Центр города — исторический район Альтштадт (Старый Город) — расположен на левом берегу реки. На правом берегу — районы Нойштадт (Новый город), Пишен.

В немецкой литературе Дрезден получил название «Флоренция на Эльбе» благодаря широко известным памятникам архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств.

 

Фрагменты истории

Первое упоминание

В исторических хрониках Дрезден впервые упоминается в 1206 г. как славянская рыбацкая деревня, которая оказалась связанной с судебной тяжбой между Мейсенской церковью и неким графом фон Доном из-за спорных территорий. В 1216 г. Дрезден уже обрел статус города, но вплоть до конца XV в. оставался небольшим поселением, пока не стал в 1485 г. резиденцией саксонских герцогов Дома Веттинов. С 1270 по 1422 гг. Дрезден был столицей маркграфства Мейсен до его объединения с курфюршеством Саксония. После нескольких переделов территории курфюршество Саксония в 1547 г. было окончательно присоединено к Мейсену и Дрезден стал саксонской столицей. Слово Дрезден произошло от древнесорбского «Дрежджани» («жители пойменных лесов») либо Драждяна (в переводе - «заболоченный лес»). Cлавянские корни имеют и названия некоторых городских районов.

Август-отец и Август-сын

Наибольшего расцвета Дрезден достиг в начале XVIII в. при Августе I Сильном (курфюрсте)/ Августе II (польском короле с 1694) (1670-1733), который действительно был силен физически. Он поставил своей целью превратить Дрезден во «Флоренцию на Эльбе». Ко двору приглашали известных художников, здесь складывались ценные коллекции. Город интенсивно застраивался красивыми зданиями в основном в стиле барокко. При Августе Сильном был заново отстроен Старый Дрезден на правом берегу, уничтоженный пожаром 1685 г. 

Ко времени правления Августа Сильного и его сына Фридриха Августа II (курфюрста)/Августа III (польского короля) (1696 -1763) относится появление Брюльской террасы («Балкон Европы») на берегу Эльбы, строительство всемирно известного сегодня дворцового комплекса Цвингер (Zwinger), Кафедральной католической церкви Хофкирхе (Hofkirche), протестантского собора Богородицы Фрауэнкирхе (Frauenhkirche), дворца Ташенберг (Taschenberg), бюргеровских домов - часть из них сохранилась в Новом городе (Нойштадт/Neustadt) на правом берегу.

В 1724 г. на основе придворной кунсткамеры двора, основанной еще в 1560 г., было создано княжеское хранилище «Зеленые своды» - ныне музей-сокровищница, самая богатая коллекция драгоценностей в Европе. Август Сильный стал фактическим основателем знаменитых музеев Дрездена.
В 1754 г., во время правления сына Августа Сильного - курфюрста Фридриха Августа II, в Италии была приобретена «Сикстинская мадонна» Рафаэля, ныне самый известный шедевр художественного собрания Дрездена.

 

Как Денис Давыдов город взял

Во время завершения борьбы с Наполеоном французские войска, занимавшие Дрезден, капитулировали в ноябре 1813 г. Но еще в начале марта Новый город (Нойштадт) на правобережной части Дрездена перешел под контроль русских войск благодаря умелым действиям знаменитого партизанского командира Дениса Давыдова. С небольшим конным отрядом он подошел к городу и после короткой перестрелки у городских ворот предложил коменданту французского гарнизона сдаться. Тот отказался. Тогда Давыдов приказал «запалить как можно больше бивачных костров на окрестных холмах и поддерживать огонь всю ночь, дабы неприятель имел возможность лицезреть многочисленное подкрепление... Сам же с казаками и гусарами также принялся раздувать костры». Хитрость удалась. Увидев множество огней, французы утратили боевой дух. Начались переговоры, в ходе которых стороны договорились, что французы не окажут сопротивления русским, входящим в город, но встретят их приветственным боем барабанов и воинским салютом. После чего им разрешалось уйти при оружии на левый берег Эльбы в старую часть города (Альтштадт).

Саксония тогда еще находилась на стороне Наполеона, но жители города радостно встречали русских. Махали руками из окон. Кричали: «Ура, Александр! Ура, Россия!» Нарядные девушки засыпали путь воинов цветами. С балконов летели вверх шляпы.

«Урок морали»

Наибольшим разрушениям в Саксонии во время Второй мировой войны подвергся Дрезден, когда Великобритания и США, решив преподать «урок морали» немецкому народу, 13-14 февраля 1945 г. подвергли город беспощадной бомбардировке, хотя в Дрездене не было крупных военных объектов или скоплений гитлеровских войск. Город был переполнен беженцами. ПВО Германии тогда уже не играла серьезной роли.

 

В приказе по Королевским ВВС, который английские пилоты получили в ночь перед атакой (13 февраля), говорилось: «Дрезден... на настоящий момент крупнейший район противника, всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам... В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр... Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта... и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС». Вот откуда растут ноги Холодной войны.

 

Центр города был полностью разрушен. После серии воздушных ударов погибли около 25 тысяч человек, большинство в результате огненного смерча. Горел асфальт. Серьёзно пострадал Дворец- резиденция, полностью были разрушены Цвингер и Опера Земпера, обрушилась церковь Фрауэнкирхе. Свидетель бомбардировки писатель Г. Гауптман писал: «Кто разучился плакать, тот вновь научится перед лицом гибели Дрездена».

 

Красная армия вошла в Дрезден 8 мая почти без боя. Было сделано лишь несколько демонстрационных артиллерийских залпов. Город лежал в развалинах. Советские воины были поражены масштабами разрушений. Ведь о февральской варварской бомбардировке почти никто из них не знал. Уже 10 мая начались восстановительные работы. Летом 1945 г. прошли концерты Дрезденской филармонии и детского хора Кройцхор, вновь открылись театры. Через десять лет в отремонтированные помещения картинной галереи «Старые мастера» во Дворце Цвингер из СССР были возвращены картины, спасенные советскими войсками и реставрированные в Советском Союзе. Полная реставрация Цвингера закончилась в 1963 г. В 2005 г. была возрождена церковь Богородицы Фрауэнкирхе (Frauenkirche) - один из главных символов Дрездена. Этот год можно считать окончанием послевоенных восстановительных работ в городе.

Связи с Россией

Дрезден и Россию связывает многое. Здесь бывали русские цари и дипломаты, ученые и писатели, музыканты и военные. Дрезден - побратим Санкт-Петербурга.  

Петр I Великий. Знаменитый Царь всея Руси впервые побывал в саксонской столице 1 июня 1698 г., возвращаясь с Великим посольством из поездки по Западной Европе. Россия и Саксония тогда были союзниками. Годом раньше русский царь поддержал саксонского курфюрста Августа Сильного в его борьбе за корону Речи Посполитой и тот был коронован как польский король Август II.

 

Во время приезда Петра Август II Сильный был в Польше, и первая встреча двух монархов состоялась спустя месяц 31 июля в городе Рава-Русская недалеко от Львова. Монархи общались три дня, немало за это время съели и выпили (дело молодое - Петру был 26 лет, Августу - 28). Между ними сразу установились дружеские отношения. В ходе застолья они договорились о союзе против Швеции, который был официально оформлен в ноябре 1699 г. «В знак взаимной приязни» царь и король обменялись шляпами и шпагами. Петр также подарил Августу большой синий сапфир (547,7 карат), который сегодня можно увидеть в королевской сокровищнице «Исторические зеленые своды» в Дрездене. Царю была в ответ подарена трость, усыпанная бриллиантами.

 

Во время первого визита в Дрезден Петру были предоставлены покои в Королевском замке. На ужине с его родными и приближенными русский царь удивил собравшихся умелой игрой на барабане. Петр провел в Дрездене три дня: осмотрел город, Кунсткамеру, Арсенал, металлоплавильную лабораторию, вечером 3 июня поехал на бал в «Увеселительный дом на бастионе Девы» (позже Бельведер), где танцевал до утра, а потом прямо с бала отправился в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии под Дрезденом, откуда уехал в Прагу.

 

Впоследствии Петр еще три раза побывал в Дрездене. Последний, четвертый раз, с 17 по 25 ноября 1712 г. При этом он изъявил желание квартировать у придворного ювелирных дел мастера Иоганна Мельхиора Динглингера, у которого не раз заказывал ювелирные изделия. Дом ювелира привлек внимание любопытного русского царя многочисленными техническими новинками, например, балконом, на котором стояли красивые сосуды с отверстиями, из которых под разным напором изливалась вода, обсерваторией с многочисленными подзорными трубами, флюгером с вращающимися металлическими дисками, по которым можно было определять направление и силу ветра. По желанию Петра была изготовлена модель дома со всеми его устройствами, которую отправили в Петербург.     

Екатерина II приобрела в 1768 г. собрание картин, включающее несколько сотен произведений, у саксонского премьер-министра графа фон Брюля. Эти картины сегодня составляют существенную часть собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Великий князь Александр Павлович (будущий царь Александр I) в конце XVIII в. по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Августа III жил в Дрезденском замке-резиденции и во дворце Брюль. А на Пасху 1814 г. он - уже император - отстоял здесь ночную службу.    

Князь Николай Григорьевич Репнин-Волконский - отважный генерал и умелый дипломат - был назначен после победы над Наполеоном генерал-губернатором Саксонии и правил здесь с 11 ноября 1813 г. до 8 ноября 1814 г. Его резиденция была устроена во Дворце Брюля. Он много сделал для восстановления края, разрушенного войной. В ноябре 1814 г., через год с небольшим после начала своей деятельности в Дрездене, он покинул свою должность, заслужив благодарную память саксонцев. В прощальной речи, обращенной к дрезденскому магистрату, он сказал: «Вас ожидает счастливое будущее. Саксония остается Саксонией; её пределы будут ненарушимы. Либеральная конституция обеспечит ваше политическое существование и благоденствие каждого! Саксонцы! Вспоминайте иногда того, который в течение года составлял одно целое с вами».

Князь Николай Абрамович Путятин (1749-1830) - талантливый изобретатель, архитектор и меценат - имел в Дрездене поместье и сделал свой парк доступным для посещения широкой публикой. В 1825 г. по его проекту на юго-востоке города была построена школа с расписным фасадом и спускающейся почти до земли крышей. Сегодня в этом здании по адресу Мойслитцерштрассе 83 (Meusslitzerstrasse) расположен культурный центр «Путятин-хаус».

Родились в Дрездене. В саксонской столице родились русский дипломат граф Ф.И. Бруннов (1797), один из первых русских музыкальных критиков А.Д. Улыбышев (1794), а также известный реформатор дореволюционной России П. А. Столыпин (1862).

Федор Михайлович Достоевский периодами останавливался и жил в саксонской столице с 1862 по 1871 г. Сначала один, потом с супругой. Здесь родилась и в январе 1870 г. была крещена в русской православной церкви Преподобного Симеона Дивногорца (Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon vom wunderbaren Berge) его дочь Любовь. Запись об этом сохранилась в церковном архиве. Церковь сохранилась до наших дней. Она стоит за Главным вокзалом Дрездена, примерно в километре от него, в районе Южное предместье (Suedvorstadt/Зюйдфорштадт) на Фриц-Лёффлер штрассе 19 (Fritz-Löffler-Strasse).

 

Писатель называл Дрезден «Кладом в табакерке». Памятник Достоевскому, созданный русским скульптором Александром Рукавишниковым, стоящий между зданием Саксонского ландтага и дрезденским конгресс-центром, был открыт в 2006 г. канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом России Владимиром Путиным.

 

Литераторы. Первым из русских описал свои впечатления от пребывания в городе и посещения Дрезденской картинной галереи Николай Карамзин, сделавший это в своей книге «Письма русского путешественника». О галерее писали поэт Василий Жуковский, литературный критик Виссарион Белинский, писатель Лев Толстой...

Великие русские композиторы и исполнители Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович жили и работали в Дрездене. Преимущественно в Дрездене провел последние три года жизни композитор А.Г. Рубинштейн (ск. 1894). Рахманинов написал здесь свою «Вторую симфонию», первую фортепианную сонату и симфоническую поэму «Остров смертных», а Шостакович в 1960 г., когда приехал в Дрезден для работы над фильмом «Пять дней, пять ночей», создал «Струнный квартет №8».

Художники. Чтобы побывать в картинной галерее сюда приезжали И. С. Тургенев, И. Е. Репин, основатель Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина И.В. Цветаев. В 1910 г. он писал о Дрездене: «Здесь вам становится так хорошо, так мирно и тихо на сердце. И люди, и природа представляются такими красивыми и добрыми, а это необозримое богатство картин, скульптур, гравюр, книг дает такую обильную пищу уму».

Советское время в Дрездене. Сразу после окончания войны советская военная администрация в 1945 г. издала указ о восстановлении Дрездена. О присутствии здесь советских войск, в частности, напоминает бронзовая табличка с надписью на немецком языке справа от малой арки входа в Цвингер со стороны Театральной площади: «Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин». Эту же надпись по-русски с большим трудом частично можно прочитать на постаменте, поддерживающем приарочную колонну. Этот постамент - реально сохранившийся артефакт XVIII в., уцелевший во время бомбежек Дрездена.

Советские воины спасли значительную часть дрезденской художественной коллекции. Многие картины были вывезены в каменоломни под Дрезденом. Одной из поисковых групп руководил лейтенант Леонид Рабинович. Первой его команда обнаружила широко известную работу Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях». Писательница Ольга Гроссман в своей книге «Русский мир Дрездена» рассказывает, что когда был вскрыт ящик с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна», один из солдат воскликнул «Богородица»! В 1955 г. все картины, после капитуляции Германии временно вывезенные из Дрездена в СССР, были возвращены городу.

Согласно договоренности между странами-победительницами о разделе страны на оккупационные зоны, в северо-восточной части Дрездена разместился советский военный гарнизон. Бывший дворец музыкальных фестивалей Хеллерау (Hellerau) был превращен в советский Дом офицеров. Доступ на территорию гарнизона, за исключением чисто военных объектов, для граждан Восточной Германии был свободным. Нередко между семьями советских офицеров и немцами устанавливались дружеские отношения, дети вместе играли. Дрезденцы захаживали в гарнизонные магазины за советским шампанским, конфетами и другим дефицитом. Ели в ресторане Дома офицеров борщ с пирожками. В 1961 г. Дрезден и Санкт-Петербург установили побратимские отношения.

Владимир Путин. С 1985 до 1989 гг. в Дрездене жил и работал нынешний российский президент. Путин приехал сюда капитаном, уехал подполковником КГБ. Здесь родилась его младшая дочь Катя. Семья жила в районе Нойштадт на правом берегу Эльбы в блочной пятиэтажке без лифта на улице Радебергерштрассе (Radebergerstrasse), 101. На работу Владимир Владимирович ходил пешком. До улицы Ангеликаштрассе(Angelikastrasse), где в доме № 4 он работал, идти было минут десять. Журналисты газеты Sueddeutsche Zeitung выяснили, что Путин получал 1800 восточногерманских марок, а также небольшую премию в валюте США.

 

Городские достопримечательности

В былые времена столица Саксонии за величие дворцов и площадей, процветающие науку и искусство удостоилась права называться Флоренцией на Эльбе. Истории не удалось сломить царственную осанку города. Он по-прежнему поражает своих гостей великолепием зданий и богатством музейных коллекций, оставаясь, как назвал его когда-то великий Достоевский, «кладом в табакерке».

Театральная площадь

Выходящая к Эльбе Театральная площадь - один главных туристических районов на городском ландшафте. Ее охватывают такие шедевры дрезденской архитектуры, как Хофкирхе - придворная Кафедральный католический собор Святой Троицы, Дворец-резиденция, отель «Ташенбергпалэ Кемпински», дворцово-парковый ансамбль Цвингер, знаменитый театр Земпер-опер и ресторан «Итальянская деревенька». Посредине площади стоит памятник саксонскому королю Иоганну (1801 - 1873). С Театральной площадью соседствует Дворцовая площадь (Schlossplatz), от которой на правый берег Эльбы ведет мост Аугустусбрюкке (Augustusbrücke).

Кафедральный католический собор Святой Троицы

www.dresden-und-sachsen.de/dresden/hofkirche.htm

Местные жители, в большинстве протестанты (лютеране), были недовольны, когда Август II задумал построить в Дрездене, одном из центров Реформации, придворную католическую церковь. Но в этом решении было больше политики, чем религии, поскольку Август II был не только курфюрстом протестантского Дрездена, но и королем католической Польши. Смятение в умах горожан улеглось, когда им было обещано, что это будет самая большая католическая церковь Саксонии. Пусть и католическая, но самая большая! Это греет!

 

Кафедральный придворный собор (Hofkirche/Kathedrale Sanctissimae Trinitatis) построен в стиле итальянского барокко. Ниши и фасады украшают 78 больших каменных фигур, изображающих апостолов, святых и церковных иерархов. Великолепно звучит церковный орган  работы Готфрида Зильберманна, по мнению специалистов, лучшего органного мастера Европы. 

 

Храм освящен именем Святой Троицы. На колонне недалеко от алтаря, помещена копия православной иконы Андрея Рублева «Святая Троица». Высокий алтарь украшает художественный образ «Вознесение Христа», обрамленный зеленым и красным мрамором.

 

В склепах под собором стоят 49 саркофагов с останками представителей династии Веттинов. Здесь же захоронено сердце Августа II Сильного. Прах короля погребен в кафедральном соборе в Кракове, месте упокоения королей Польши.

 

На одном из камней булыжной мостовой перед церковью выбит наполеоновский вензель «N». Это знак того, что в 1813 г. на этом месте стоял французский император.

Дворец-резиденция

www.skd.museum/?id=10

www.skd.museum/en/museums-institutions/residenzschloss/gruenes-gewoelbe

На Театральную площадь выходит западное крыло Дворца-резиденции (Dresdner Residenzschloss), бывшей резиденции саксонских правителей. Это одно из старейших строений Дрездена, в документах оно впервые упоминается в 1289 г.

 

Во дворце находятся музеи «Исторические Зеленые своды» и «Новые Зеленые своды», образующие крупнейшую в Европе сокровищницу. Здесь также размещены Гравюрный кабинет (Kupferstich-Kabinett), Турецкая палата (Tuerkische Cammer), Нумизматический кабинет (Münzkabinett)  и Оружейная палата в Зале Великанов (Riesensaal).

 

Несмотря на название, в оформлении «зеленых» залов господствуют бордовые тона. А название напоминает о том, что в XVI в. в одном из залов часть колонн была выкрашена в зеленый цвет. Сегодня он преобладает только в Серебряно-Золотой комнате. В музее хранится свыше трех тысяч замечательных произведений ювелирного искусства из многих стран мира.

 

«Исторические Зеленые своды» (Historisches Gruenes Gewoelbe/Хисторишес Грюнес Гевёльбе) занимают первый этаж Дворца-резиденции, где и раньше находилась королевская сокровищница. Сегодня она воссоздана в том же виде, какой была во времена Августа Сильного. Всего здесь  выставлено более двух тысяч экспонатов.

 

Российским туристам непременно надо обратить внимание на золотой ковш в виде ладьи. Как свидетельствует надпись на нем, он изготовлен по приказу Ивана Грозного из трофейного золота.

 

В «Ювелирной комнате» (Juwelenzimmer/Жювеленциммер) в собрании украшений Августа Сильного и его сына представлен самый крупный в мире синий сапфир (547,7 карат). Его подарил Августу II Сильному Петр I во время их встречи в Польше в начале августа 1698 г., когда русский царь возвращался из Западной Европы с Великим посольством. 

 

«Новые Зеленые своды» (Neue Gruenes Gewoelbe/Нойе Грюнес Гевёльбе) находятся во Дворце-резиденции этажом выше «Исторических Зеленых сводов». В основе коллекции экспонаты помоложе возрастом, но не менее впечатляющие красотой и мастерством исполнения. Здесь хранятся ювелирные шедевры эпохи барокко и другие драгоценности, собранные за четыре столетия. В Зале Динглингера (Dinglinger-Saal), названном в честь придворного ювелира, непременно надо осмотреть изящную фигурную композицию «Дворцовый прием (в честь дня рождения) у Великого могола Ауренгаpзеба». Искусно выполненное миниатюру помещения дворца размером 58 х 142 х 114 см. украшают более пяти тысяч драгоценных камней, монарха приветствуют его поданные и гости  - 137 цветных фигурок, покрытых эмалью и золотом.

 

Еще одна уникальная вещица - крошечная вишневая косточка с вырезанными на ней 185 лицами. А в Кабинете Ватцдорфа (Watzdorf-Kabinett) хранится крупнейший в мире зеленый алмаз.

Отель «Ташенбергпале Кемпински»

www.kempinski.com/de/dresden/hotel-taschenbergpalais

Выдвигаясь углом к Театральной площади, стоит гостиница Taschenbergpalais Kempinski - один их самых красивых отелей Дрездена. Здание построено в 1708 г. как дворец для графини Анны Констанции Козельской (фон Козель), фаворитки Августа Сильного, впоследствии впавшей в немилость и высланной из Дрездена до конца своих дней. С 1995 г. в здании дворца размещается отель «Ташенбергпале Кемпински» 5*, первая пятизвездная гостиница в Саксонии, вошедшая в ассоциацию «Лучшие отели мира».

Подробнее о графине фон Козель

Цвингер

www.der-dresdner-zwinger.de

Дворцово-парковый комплекс Цвингер (Zwinger) выходит на Театральную площадь. Его здания окружают двор 106 x 107 м с четырьмя симметричными фонтанами и клумбами посредине. По случаю визита в Дрезден короля Дании в 1709 г. Август Сильный, чтобы достойно встретить гостя, распорядился устроить здесь парадную площадь с амфитеатром.

 

Цвингер создавался в два основных этапа. Первоначально он представлял собой несколько павильонов и галерей, расположенных в виде буквы П, открытой на север, в сторону Эльбы. Эта часть комплекса была завершена до 1732 г.

 

Многие из скульптур ансамбля выполнены в мастерских Бальтазара Пермозера (1651-1732). Те, что на самых видных местах, славят королевскую власть, в других разместились античные боги, фавны, музыканты, маленькие дети, аллегорические изображения времен года, нимфы, тритоны, вазы с цветами.

 

В 1719 г. в Цвингере прошла церемония бракосочетания кронпринца Фридриха Августа (1733-1763 - Август III, король польский и курфюрст саксонский) с принцессой Марией Жозефиной Австрийской. На свадьбу были приглашены семь иностранных монархов, 192 графа, 234 барона и около 500 других аристократов.

 

После пышного торжества Цвингер на некоторое время становится центром бурной светской жизни. Здесь начинают выставляться первые художественные произведения. Но постепенно интерес к Цвингеру угас, и только через сто с лишним лет, в середине XIX в. Готфрид Земпер (1803-1879), гениальный архитектор и бунтарь, активный участник Дрезденского восстания 1849 г., «замкнул» Цвингер со стороны Театральной площади на два новых павильона в стиле итальянского Возрождения.

 

Если осматривать Цвингер по часовой стрелке из арки со стороны Театральной площади, то сначала мы увидим Немецкий павильон, затем Колокольный павильон (второй вход в Цвингер), Музей фарфора, Коронные врата (третий вход в Цвингер), Физико-математический салон, Павильон на валу, Французский павильон, за ним «Купальню нимф» и в завершение кругового осмотра павильон, где размещена картинная галерея «Старые мастера», которую также называют Галереей Земпера по имени ее архитектора, а в России - Дрезденской картинной галереей.

Театр Земпер-опера

www.semperoper.de

Построенный в 1841 г. в стиле барокко театр Земпер-опера (Semperoper) считается одним из красивейших театров Европы. В зале акустика не хуже чем в миланском Ла Скала. Резной портал театра, похожий на триумфальную арку, украшает бронзовая квадрига с Дионисом и Ариадной и барельефы с изображением Гёте и Шиллера.

 

В зале висят оригинальные часы в зале, описанные еще Анной Григорьевной Достоевской в «Дневнике 1867 г.». «Над сценой, где обыкновенно бывают часы, находились часы очень древнего и простого устройства. Они представляли собой две дощечки, поставленные рядом. Одна изображала часы, другая минуты, или, вернее сказать, 5 минут, потому что по прошествии каждых пяти минут  дощечка, представляющая минуты, поднималась и на ее место выдвигалась другая дощечка с 5-ю минутами». * Цитировано по книге Ольги Гроссман «Российский мир Дрездена».

 

Внутренний интерьер поражает гармоничной изысканностью. Здесь прошли премьеры вагнеровских опер «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1844), давали большинство опер Рихарда Штрауса. Все арии исполняются в театре только на немецком языке. Балетной труппой театра с 1993 г. по 2006 г. руководил талантливый русский танцовщик и хореограф Владимир Деревянко.

 

После объединения Германии театр стал официально называться «Саксонской государственной оперой» (Sächsische Staatsoper).

Ресторан «Итальянская деревенька»

www.italienisches-doerfchen.de

Итальянцы, строившие Придворную католическую церковь (ныне Кафедральный собор), жили неподалеку от места строительства в нескольких домиках, которые дрезденцы назвали «Итальянской деревенькой» (Italienisches Doerfchen/«Итальенишес дёрфхен»). После окончания работ итальянцы уехали, а в «деревеньке» поселились придворные и артисты, потом домики стали сдавать внаем.

Одним из арендаторов в 1826-1827 гг. был русский поэт Василий Жуковский.  Затем «деревенька» была снесена и на этом месте построили «Ресторан Хельбига», где, начиная с 1867 г. не раз бывали Федор Михайлович и Анна Григорьевна Достоевские. Любимым блюдом писателя был отварной угорь.  

В 1913 г. на этом месте был построен новый ресторан, которому присвоили историческое название «Итальянская деревенька». С тех пор он и стоит здесь, став одним из архитектурных украшений Театральной площади. Под одной крышей здесь разместились пять залов: Caffee Weinzimmer («Винная комната»), Biersaal («Пивной зал»), Kurfuerstenzimmer («Зал курфюрста»), итальянский ресторан Bellotto. Плюс к этому ресторан и биргартен под открытым небом в теплое время.  

Брюльская терраса

www.festung-dresden.de/de/bruehlsche_terrasse

«Балкон Европы», так называют красивую террасу высотой около 10 м, протянувшуюся по берегу Эльбы от Дворцовой площади примерно на полкилометра вверх по течению реки. Свое официальное название Брюльская терраса (Bruehlsche Terrasse/Брюльше террасе) получила по имени саксонского министра графа Генриха фон Брюля, которому в 1739 г. этот участок прибрежной территории подарил Август III. Отсюда открывается роскошный вид на противоположный берег Эльбы.

 

Терраса является верхней частью средневекового укрепления, где раньше стояла артиллерийская батарея. В его подземных укрытиях, уходящих на глубину 20 м, сегодня устроен музей «Казематы». Ко времени дарения это укрепление утратило свое значение. Еще в 1590 г. в восточной части террасы, на месте бывшего «Девичьего бастиона» (Jungfernbastei, Юнгфернбастай), был построен дворец Бельведер, в июне 1698 г. здесь танцевал на балу Петр I. Затем появились еще несколько красивых зданий, а при Брюле на террасе был разбит великолепный сад.

 

Брюльская терраса занимает заметное место в истории появления мейсенского фарфора, получившего название «белое золото» (поставить на ссылку). Его создатель алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719) одно время работал вместе с Вальтером Эренфридом Чирнгаузом (философ, математик, экспериментатор) в секретной мастерской, находившейся в подземных казематах под Бельведером. Теперь на месте лаборатории Бёттгера стоит стела с барельефом-медальоном великого алхимика на белом фарфоре.

Альбертинум

www.skd.museum/de/museen-institutionen/albertinum

Рядом с Брюльской террасой на площади Rathenauplatz (Ратенауплац) стоит трехэтажное здание с красной крышей и оригинальной надстройкой. В 1563 г. на этом месте был построен дом, который более трехсот лет служил арсеналом вплоть до неудачного дрезденского восстания в мае 1849 г.,  В 1884 г. король Альберт, большой любитель искусств и, к слову, кавалер российского Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, решил капитально перестроить бывшее здание Арсенала и разместить в нем Центральный архив и Собрание скульптуры. Через пять лет, по окончании реконструкции, Арсенал по имени короля был переименован в Альбертинум (Albertinum).

 

Здесь в картинной галерее «Новые мастера» и в Собрании скульптуры представлены художественные произведения эпохи романтизма и современного искусства..

 

В галерее «Новые мастера» представлено около трехсот полотен XIX - XX вв. Главным образом это немецкие и французские романтики. Представлены такие этапы развития живописи, как импрессионизм, экспрессионизм (особую роль здесь сыграла дрезденская группа художников «Мост»), искусство ФРГ и ГДР в годы разделенной Германии и, наконец, работы наших дней.

 

Альбертинум стал прообразом Московского музея изящных искусств - сегодняшнего Государственного музея изобразительных искусств им. A. С. Пушкина, основателем которого был русский искусствовед Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой). Побывав в Дрездене в 1893 г., он писал «Какой бесподобный...Albertinum! Приехав в Москву, я начал агитацию в здешнем обществе о необходимости Музея античного искусства...»

Художественную коллекцию Альбертинума открывают произведения Каспара Давида Фридриха (1774 -1840), самого значительного немецкого художника эпохи романтизма. Он жил и работал в Дрездене. В его меланхолических картинах зритель нередко видит «себя» в качестве фигуры, отрешенно созерцающей загадочные пейзажи.

Сильное впечатление производят картины художника-романтика Эрнста Фердинанда Оме (1797 - 1855). Особенно выделяется среди них выдержанная в духе мрачной готики «Процессия в Небеле» - вереница уходящих в густой туман монахов.

Очень любопытно красочное аллегорическое полотно Фридриха Овербека, на котором Италия и Германия изображены в виде двух девушек в национальных одеждах, нежно прильнувших друг к другу. 

Потрясают работы Отто Дикса. Художник четыре года провел в окопах Первой мировой войны и во многих его картинах война показана как порождение самых постыдных, мерзких качеств буржуазного общества и как проявление свойственной человеку склонности к насилию.

В галерее представлен также большой портрет великой русской балерины Анны Павловой работы немецкого художника-импрессиониста Макса Слефогта.

Эпоху модерна в Собрании скульптуры открывают в Альбертинуме произведения французского скульптора Огюста Родена.

Церковь Богородицы Фрауэнкирхе

www.frauenkirche-dresden.de

Доминанта Новой рыночной площади Ноймарктплатц (Neumarktplatz) - протестантская церковь Богородицы Фрауэнкирхе (Frauenkirche), самый знаменитый храм Саксонии. В мире он спорит по известности с легендарным Кёльнским собором. Это «чудо барочного искусства» - самая большая протестантская церковь Германии - строилось 17 лет, с 1726 по 1743 г. при Августе II Сильном. Вместе с купольным крестом его высота составляет 91 м.

 

Когда 13-14 февраля 1945 г. авиация Великобритании и США обрушила десятки тысяч бомб общим весом более семи тысяч тонн на Дрезден, Фрауэнкирхе поначалу устояла, но утром 15 февраля рухнула от внутреннего пожара.

 

После победы над нацизмом власти ГДР оставили руины церкви как напоминание об ужасах войны. Но в объединенной Германии решили восстановить храм. Для этого было собрано 180 млн евро, из них 1,5 млн евро вложила Великобритания. Восстановительные работы начались в 1993 г. К счастью, сохранились чертежи здания. Уцелевшие части храма вмонтировали в восстановленное здание. На стенах церкви они выделяются более темным цветом.

 

В начале мая 2003 г. в башне Фрауэнкирхе были подняты колокола. Первый перезвон раздался на Троицу (7 июня). Осенью 2005 г. был торжественно освящен и открыт весь собор. В церемонии приняло участие около 60 тыс. человек, включая представителей всех стран, основных участников Второй мировой войны. Фрауэнкирхе стала символом послевоенного примирения народов Европы.

Памятник Мартину Лютеру

Перед собором Фрауэнкирхе на Новой рыночной площади стоит бронзовый памятник отцу Реформации Мартину Лютеру - копия памятника Лютеру работы Эрнста Ричеля в Вормсе. Уроженец Саксонии, христианский богослов Мартин Лютер (1483 - 1546), вошел в историю как инициатор Реформации, массового религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII в., направленного на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

 

Одним из основных результатов Реформации стало появление протестантизма и такой его ветви, как лютеранство, получившего название по имени Лютера.  Мартин Лютер известен также как переводчик Библии на немецкий язык. В этом переводе Лютеру удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

 

Во время февральской бомбежки 1945 г. памятник Лютеру пострадал мало, но тем не менее, требовал реставрации. В 1955 г. памятник был вновь установлен на площади.

«Шествие князей»

От Дворцовой площади вдоль улицы Аугустусштрассе тянется стена Музея транспорта. По центру во всю длину стены - 102 м, начинаясь от Георгиевских ворот (Georgentor), проходит фриз «Шествие князей» (Fuerstenzug), изображающий торжественную процессию 35 представителей династии Веттинов - королей, курфюрстов, деятелей науки и искусства в сопровождении свиты. Кроме 35 правителей, на панно изображены еще 59 художников, ученых, крестьян, ремесленников, детей, несколько десятков лошадей и две собаки.

 

Первоначально фриз был выполнен в 1870-1876 гг. известковыми красками по штукатурке, в 1906 г. панно перенесли на 24 тыс. мейсенских фарфоровых плиток, будто предвидя огненный смерч в Дрездене во время бомбежки в феврале 1945 г. Плитки, закаленные при высоких температурах, почти не пострадали, только покрылись копотью. Пришлось заменить лишь около 200 плиток.

Музей транспорта

www.verkehrsmuseum-dresden.de/ru

Музей транспорта (Verkehrsmuseum Dresden) расположен вдоль улицы Аугустусштрассе в здании бывшего исторического музея Иоганнеуме, построенного в 1586-1591 гг. первоначально для конюшен курфюрста Кристиана I. Его внутренний двор является одной из старейших сохранившихся турнирных площадей Европы.  

 

В музее на нескольких этажах на площади 5000 кв.м. собраны многочисленные транспортные средства, прежде всего исторически представляющие Восточную Германию и особенно Саксонию. Здесь можно увидеть и точную копию трехколесной самодвижущейся коляски Карла Бенца мощностью почти в одну лошадиную силу, считающуюся первым автомобилем (1886), и копию первого мотоцикла, построенного в 1885 г. из дерева и с железными колесами Готлибом Даймлером, развивавшего «сумасшедшую» скорость до 12 км/час.

В музее шесть основных экспозиций:

- общественный транспорт (трамваи, автомобили, велосипеды и мотоциклы и т.д.);

- железнодорожный транспорт;

- модели железных дорог;

- авиация;

- водный транспорт;

- специальные экспонаты (исторические раритеты).

В зале общественного транспорта прослеживается двухсотлетняя история уличного движения, Помимо множества представителей двухколесного транспорта, здесь устроена мотоциклетная мастерская с мастером-манекеном. Манекены, в основном одетые по моде прошлых лет, также сидят в автомобилях, на мотоциклах, велосипедах. На некоторых моделях, включая велосипед с огромным передним колесом, могут посидеть посетители музея. Такая «вольность» характерна и для многих других немецких музеев, где трогать экспонаты не только разрешается, но и рекомендуется.     

В зале железнодорожного транспорта стоит старейший сохранившийся немецкий локомотив «Мюльденталь» (Muldenthal, 1861). Здесь можно полюбоваться самым мощным в мире тяговым электродвигателем. Но самый роскошный экспонат музея - сверкающая краской и позолоченными частями восстановленная точная копия построенного в 1838 г. в Саксонии первого немецкого паровоза, который так и был назван - «Саксония».

В зале моделей выставлена самая большая в Европе действующая модель железной дороги: 526 локомотивов, 115 вагонов, пять  железнодорожных станций, 140 моделей автомобилей и т.д.

Отдел авиации знакомит с историей воздухоплавания, начиная с полетов на дирижаблях. Особенно интересен раздел, посвященный попытке создания в ГДР авиационного производства в 1955 - 1961 гг., когда был построен первый немецкий турбореактивный самолет «BB - 152», который иногда называют конкурентом «ТУ-104», первого советского пассажирского реактивного авиалайнера.  За шесть лет работы над проектом было создано семь самолетов. Один разбился при испытаниях. Но уже к этому времени правительство ГДР решило свернуть программу. Причины этого до сих пор неясны. Модель этого самолета можно также увидеть в зале прилета дрезденского аэропорта.

Отдел водного транспорта знакомит с оригинальным способом передвижения по рекам. Оказывается, некогда по Эльбе ходили суда (туеры), объединенные лежащей на дне реки цепью, пропущенной через установленные на судах особые барабаны. Вращаясь и перематывая цепь,  они приводили в движение весь караван. В отделе представлена прекрасная коллекция глобусов и других навигационных инструментов, модели знаменитых кораблей. Есть и «судовая рубка», находясь в которой можно попробовать себя в роли капитана: попытаться пришвартоваться, «отдать концы». Примечательно, что отдел водного транспорта размещен в бывшей галерее Конюшенного двора «Длинный проход» (Langer Gang). Ее наружная сторона обращена к улице  Аугустусштрасе, где изображено «Княжеское  шествие».

В зале исторических раритетов представлены старейшая сохранившаяся дрезденская трамвайная конка (1886) и самый старый сохранившийся в Дрездене трамвай на электротяге (1895). Широко представлена продукция автомобильной промышленности ГДР.  Очень достойно, как заправский олд-таймер,  выглядит IFA F9 - легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся  в ГДР с 1953 по 1956 г. и ставший прообразом будущей гэдээровской «Волги» автомобиля Wartburg 311, названного, кстати, в честь знаменитого замка. Рядом Wartburg 355, образца 1968/1969 гг. Очень элегантная для тех лет модель, которая, однако, не пошла в производство. Стоит здесь и «народный автомобиль» ГДР - знаменитый «Трабант», получивший свое название (в пер. «Спутник») в честь запущенного СССР в 1957 г. первого искусственного спутника Земли. Тогда же в саксонском городе Цвиккау началось и производство «Трабантов».

Дрезденский Штрицельмаркт

www.striezelmarkt.org

www.go2saxony.livejournal.com/4176.html

Старая дрезденская рыночная площадь Альтмаркт известна как место проведения старейшего в Германии рождественского рынка. Он открывается примерно за месяц до Светлого праздника. Первый дрезденский Штрицельмаркт (Striezelmarkt), так называется этот рынок, датируется 1434 г. Тогда здесь в преддверии Рождества торговали исключительно мясной продукцией. Сегодня это настоящая рождественская страна чудес: пряники-сердечки, конфеты, елочные игрушки, сувениры, филигранная резьба по дереву, жареные колбаски, каштаны, глазированные яблоки, теленок на вертеле (съедается за день), ароматный запах глювайна и рождественские кексы «Дрезднер Кристштоллен» (Dresdner Christstollen), или просто «Штоллен», самых разных размеров. Зимой 2015-2016 гг. этот рынок состоялся в 581-й раз.

Стеклянная мануфактура

www.glaesernemanufaktur.de

В трех остановках от площади Альтмаркт стоит оригинальное здание со стеклянными стенами (общая площадь стеклянного покрытия 27500 кв.м). Вплоть до марта 2016 г. здесь размещался автозавод «Стеклянная/Прозрачная мануфактура» (Глезерне мануфактур/Glaeserne Manufaktur) знаменитого концерна «Фольксваген» (Volkswagen).

 

Через прозрачные стены и со специальной смотровой площадки было прекрасно видно, как здесь делали роскошный автомобиль представительского класса «Фольксваген Фаэтон» (Volkswagen Phaeton).

 

Пол в цехах, включая ленту конвейера, был выложен специальным кленовым паркетом. Под ним особым образом проложены электромагнитопроводы, образующие маршруты, по которым автоматически передвигались боксы с автомобильными деталями. Боксы самостоятельно пользовались лифтом, спускались на склад, поднимались оттуда и, следуя программе, прибывали к нужному месту у конвейера. Рабочие были в белой спецодежде, многие в белых перчатках.

 

Сборка производилась частично вручную, максимум - 150 автомашин в день, но обычно не более 30-40. «Фольксваген» инвестировал в создание этого уникального комплекса, ставшего туристической достопримечательностью Дрездена, 186 млн евро.  Здесь не только делали автомобили, но и проводились симфонические и оперные концерты.

 

Завод открылся в 2000 г. За прошедшие годы было произведено около 75 тыс. автомобилей, большинство нашли покупателей в Китае. Все годы продажи «фаэтона» буксовали. В наиболее удачном 2011 г. было выпущено 11 тыс. машин, из них в Германии удалось продать не более 2,5 тыс. К 2015 году упал сбыт и за рубежом, где из 1,9 тыс. автомобилей было продано всего 500 штук.

 

«Добил» «Стеклянную мануфактру» грандиозный «дизельный» скандал 2015 г., когда стало известно, что у автомобилей  концерна с такими двигателями уровень выброса вредных веществ в атмосферу намного превышал допустимый. Тогда как в документах все соответствовало стандартам. В результате концерн был оштрафован в США, где скандал разразился,  на $15 млрд. Плюс отзыв около миллиона машин.

 

Сейчас «Мануфактура» переоборудована в музей, где представлено около 50 инновационных автомашин. В 2019 г. здесь намечено открыть завод по созданию элитарных электромобилей. Информацию о том, как посетить музей можно найти на сайте завода. Адрес прежний.

Пражская улица

Превращенная в пешеходную зону Пражская улица (Прагерштрассе/Pragerstrasse) - главная торговая магистраль города. Ее история уходит к середине XIX в. Ее строительство в нынешнем виде завершилось в 1970 г. Это впечатляющий торгово-развлекательный район, застроенный современными зданиями из стекла и бетона, где расположились десятки магазинов, отели, панорамный кинотеатр и казино.

Бывшая табачная фабрика «Йенидце»

www.yenidze.eu

В районе Фридрихштадт взгляд приезжего поражает необычное строение, похожее на синагогу и мечеть благодаря своему куполу. Впечатление усиливает малопонятная с первого взгляда надпись, проходящая по основанию купола. На самом деле, это здание бывшей табачной фабрики «Йенидце» (Zigarettenfabrik Yenidze). Высоко в небо поднимается фабричная дымовая труба, схожая по виду с минаретом. По углам здание украшают еще несколько малых «минаретов», под которые замаскированы печные и вытяжные трубы. Около 600 стреловидных окон в мавританском стиле усиливают восточный колорит. Общая высота «табачной мечети» - 60 м, из них треть - купол из цветного стекла диаметром 17 м.

 

«Йенидце» более ста лет. Ее прообразом послужила одна каирская мечеть. А название фабрика получила по имени города Йенидце (Джанница) на севере Греции, откуда привозили табак для сигарет знаменитой дрезденской марки Salem Aleikum (Салям Алейкум) или просто Salem. Их делали здесь до 1953 г.

 

Сегодня здесь размещаются офисы различных фирм, культурный центр «1001 сказка», под куполом - ресторан, на крыше - пивная (самая высокая в Дрездене). Часть помещений используется для проведения деловых мероприятий. 

«Пфундс молькерай». Самый красивый в мире молочный магазин

www.pfunds.de

Один из дрезденских туристических брендов, молочный магазин «Пфундс молькерай» (Pfunds Molkerei), расположен в Новом городе на правом берегу Эльбы по адресу Баутцнерштрассе, 79 (Bautznerstrasse). Улица проходит к востоку от площади Альбертплац (Albertplatz).

 

Магазин - полное изначальное название «Дрезденское молочное хозяйство братьев Пфунд» - основан в 1880 г. крестьянином Паулем Пфундом (Paul Gustav Leander Pfund, 1849-1923) и его братьями. Сначала «хозяйство» находилось в другом месте и помещение было невелико. Но при нем имелся... коровник. Покупатели могли увидеть, как доят коров, готовят молоко к продаже, а затем и купить его. Свежайшее,  полученное прямо на глазах. «Спектакль» с доением коров быстро превратил магазин в аттракцион, известный всему городу. Торговля пошла очень успешно. В конце XIX в. братья продавали около 150 литров молока в день; в 1930-х годах - до 60 тыс. л. Здесь впервые в Германии стали делать сгущенное молоко.

 

По нынешнему адресу фирма переехала в 1890 г. Внутри «Пфундс молькерай» выглядит почти так же, как и сто лет назад. Магазин расположен на первом этаже четырехэтажного дома, который почти не пострадал во время бомбежек Второй мировой войны.

 

Владельцы магазина стремились к тому, чтобы и товар у них был отборный, и торговый зал выглядел не так, как у других. Его стены украсили разрисованной майоликовой плиткой, вручную причудливо расписали потолок и прилавок. Со временем «хозяйство» братьев Пфунд стали называть самым красивым в мире молочным магазином.

 

В ходе капитальной реставрации в середине 1990-х гг. ручной росписью занимались мастера дрезденской фаянсовой фабрики Villeroy & Boch. На рисунках сценки из сельской жизни, сказочные животные, мифические персонажи, озорные ангелочки, множество цветов, красочные орнаменты. Общая площадь покрытия  248 кв. м.

 

Сейчас каждый день в эту молочную лавку приходят до тысячи посетителей.  Оказавшись здесь, как не выпить стакан молока. Для этого в зале есть небольшой кафетерий. А на втором этаже расположился довольно большой ресторан с очень авторитетной кухней.

 

В виде сувенира здесь можно прикупить молоко в особой бутылке типа колбы, кроме того, туристы покупают здесь сыр (более ста сортов), конфитюры, конфеты типа российской «коровки», фарфоровые кружки и молочники с рисунками на молочно-хозяйственные темы, разделочные доски, чай, различные настойки, магнитики, открытки и пр.

 

Около магазина останавливается автобус кругового экскурсионного маршрута Hop-off Hop-on. Можно выйти, осмотреть достопримечательности и на одном из следующих автобусов, которые следуют с определенным интервалом, отправиться дальше.     

 

Как самый красивый в мире молочный магазин «Пфундс молькерай» в 1998 г. занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Музей «Панометр»

www.asisi.de

Панорамный музей «Панометр» (Panometer) устроен в бывшем газохранилище на Газанштальтштрассе (ул. Газгольдерная/Gasanstaltstrasse). Уже несколько лет здесь периодически демонстрируются панорамы, в которых воссоздаются картины важных страниц саксонской истории. В течение ряда лет там были представлена панорама  «Дрезден, 1756 г.» (воссоздана обстановка Дрездена 1756 г. в последний мирный день перед вторжением Пруссии. Внушительное панорамное полотно имело длину около 105 м и высоту 27 м.), «Дрезден 1945» (показывает, каким варварским разрушениям была подвергнута саксонская столица в результате бомбардировки англо-американскими ВВС в феврале 1945 г.).

Эти панорамы создал Ядигар Азизи, иранец, родившийся в Вене. Он вырос в ГДР, учился в Дрездене, где получил диплом архитектора. В начале 1990-х гг. он занялся созданием панорам, понимая их как разновидность монументального искусства. В его портфолио также такие экспозиции в Дрездене, Лейпциге и Берлине, как «Эверест», «Античный Рим 312 года», «Амазония», «Лейпциг 2013» (представлены сцены «Битвы народов» под Лейпцигом между войсками Наполеона и антинаполеоновской коалиции), «Стена», где  можно увидеть часть знаменитой берлинской стены, разделявшей немецкую столицу…

В июне 2016 г. в «Панометре» появилась новая экспозиция «Барочный Дрезден»/«Легенды королевского города», города с пышными дворцами, церквями, впечатляющими садами и прекрасными виллами вдоль Эльбы. На масштабном полотне изображены и главные исторические фигуры, и события, вошедшие в биографию города: Август II Сильный, Петр I, изобретатель европейского фарфора алхимик Бёттгер, прибытие в город картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»... Панорама открыта до 8 января 2017 г.